Психология развития

Рубрика: Личностное и профессиональное развитие человека на разных этапах жизни

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В АДАПТАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ МИГРАНТОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ УСПЕШНОГО АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Авторы: Ломако Я.В., Токарева И.Ф.

Язык:

Русский

Аннотация:

В статье представлены результаты исследования в области психосоциальной адаптации родителей мигрантов; раскрыты основные психологические проявления, которые сопровождают процесс психосоциальной адаптации родителей мигрантов и могут привести как к адаптивному, так и к дезадаптивному состоянию родителей и их детей.

The article presents the results of a study in the field of psycho-social adaptation of migrant parents; the main psychological manifestations that accompany the process of psycho-social adaptation of migrant parents, which can lead to both an adaptive and a maladaptive state, both of parents and their children, are disclosed.

Полный текст:
В настоящее время проблема изучения миграции как процесса и мигрантов как его непосредственных участников привлекает к себе все больше внимания со стороны ученых психологов, при этом один из самых сложных аспектов, с которым мигрантам приходится сталкиваться при переезде в новую социокультурную среду, — это психосоциальная адаптация [1]. Являясь одновременно психическим, биологическим и социальным процессом, адаптация входит в список сложных жизненных ситуаций, оказывать помощь в которых призваны специалисты помогающих профессий. 
Процесс психосоциальной адаптации как у детей, так и у их родителей может проходить по различным сценариям, часть из которых является конструктивными, часть — деструктивными [2]. В самом негативном варианте психосоциальной адаптации у детей, так же как и у их родителей, может быть диагностирован «дезадаптационный синдром». Определение «дезадаптационный синдром» характеризует состояние, в котором находится индивид, не сумевший приспособиться к новой среде обитания как в психологическом, так и в биологическом смысле [3]. 
При этом стоит отметить, что дети, в силу возрастной лабильности психических процессов, зачастую справляются с процессом психосоциальной адаптации несколько лучше, чем их родители. 
Снижение адаптационных возможностей индивида приводит к явлению дезадаптации [4]. Непатологическое дезадаптивное состояние в процессе миграции может проявляться в виде различных невротических реакций, развития тревожно-депрессивной симптоматики (в том числе дестимий), а также поведенческих отклонений от нормы (в самых острых случаях дезадаптации в виде девиантного поведения). Для детей и подростков характерными проявлениями дезадаптивного состояния могут являться фобии, негативизм, оппозиционное поведение, аддикции [5, 6]. Также можно отметить возможные возникновения психосоматических и соматических заболеваний на фоне стрессового состояния, которое является и причиной, и основной компонентой дезадаптации. А в случае дезадаптивного состояния родителя ребенок, как один из участников детско-родительских отношений, также будет находиться в перманентной дезадаптации. 
В рамках изучения данной проблемы нами было проведено исследование на территории государства Израиль. В ходе данного исследования мы продиагностировали 30 родителей обоих полов, воспитывающих детей в возрасте от 3 до 18 лет. Все они являются русскоязычными гражданами Израиля, новыми репатриантами, совершившими миграцию не более трех лет назад. 
Цель исследования заключалась в изучении психоэмоционального состояния родителей мигрантов, в частности степени их адаптивности в первые годы жизни после миграции. 
Методы и материалы исследования. Обследованы 30 родителей мигрантов обоих полов, воспитывающих детей от 3 до 18 лет и постоянно проживающих на территории государства Израиль не более трех лет. Для диагностики психосоциальной адаптации и адаптивности испытуемых нами были использованы: методика «Адаптация» К. Роджерса и Р. Даймонда, а также опросник, который был составлен нами на основании критериев успешной социальной адаптации, по Назаровой. 
Результаты исследования. В результате проведенного исследования были выявлены психологические проявления дезадаптивного состояния родителей мигрантов. 
Вывод. Для успешного прохождения процесса психосоциальной адаптации родители нуждаются в комплексной психологической поддержке наравне со своими несовершеннолетними детьми. 
На первом этапе нашей диагностики мы попросили родителей самих оценить свой миграционный процесс, заполнив небольшой опросник, который был составлен нами на основании критериев успешной социальной адаптации, по Назаровой [7]. 
Отвечая на вопрос о собственном эмоциональном фоне как положительном, его обозначили 73,3% испытуемых, как отрицательный — 26,7%. («Ваш общий эмоциональный фон после репатриации можно охарактеризовать как положительный?») (рис. 1). 
Отвечая на вопрос: «Считаете ли вы свою репатриацию успешной?» — ответ «да» дали 86,6% респондентов, ответ «нет» — 13,4% (рис. 2). Среди всех опрошенных респондентов ни один не ответил положительно на вопрос: «Жалеете ли вы о своем переезде в Израиль?» — и 100% респондентов ответили на этот вопрос «Нет». 
Следующим этапом нашей диагностики стало проведение методики «Адаптация» К. Роджерса и Р. Даймонда [8]. 
В результате проведенной диагностики нами было установлено, что среднее (медианное) значение по всем первичным шкалам находится в пределах нормы, однако при этом в некоторых шкалах был выявлен процент результатов, не попадающий в нормативный диапазон. Процентное соотношение респондентов, показатели которых по релевантным «позитивным» шкалам не набрали баллов, соответствующих норме, приведены в таблице 1. 
В следующей таблице приведено процентное соотношение респондентов, превысивших нормативный диапазон по релевантным для данного исследования «негативным» шкалам (таблица 2). 
Однако наиболее показательные результаты были получены нами при пересчете балльных оценок по каждой шкале в процентные показатели интегральных значений. Данные, полученные нами, представлены в таблице 3. 
Ни один из представленных интегральных показателей не превысил 60%. Наибольшее значение из релевантных для данного исследования интегральных показателей было получено по шкале «Адаптация» — 52,8%. Данный показатель всего на 2,8% превысил нижнюю границу нормы. Среднее значение по интегральному показателю «Самопринятие» находится на 1,1% ниже границы нормы, а «Эмоциональный комфорт» — на 0,3% ниже данной границы. Таблица 3.
Результаты представленной диагностики говорят о том, что родители несовершеннолетних детей, находясь в сложной жизненной ситуации, которой, безусловно, является психосоциальная адаптация при миграции, нуждаются в комплексной психологической поддержке, которой они, к сожалению, зачастую не получают. Включение не только детей, но и родителей в систему психологической помощи в процессе адаптации позволит уменьшить число дезадаптивных состояний у всех членов семьи, переживающих данный процесс. Что в итоге приведет к улучшению качества жизни, а также психического и физического здоровья как самих родителей, так и их детей. 

Об авторах:
Ломако Яна Вадимовна, 
психолог, 
125466, Москва, ул. Соколово-Мещерская, 26, корп. 1 
e-mail: by.stayetskaya@gmail.com 

Токарева Ирина Феликсовна, 
кандидат психологических наук, доцент, 
Научно-практический центр детской психоневрологии, 
НПЦ детской психоневрологии, 119602, Мичуринский проспект, 74 
e-mail: iren.f.o@mail.ru 

Lomako Yana V., 
psychologist. 
125466, Moscow, st. Sokolovo-Meshcherskaya, 26, cor. 1 

Tokareva Irina F. 
Candidate of psychological sciences, associate professor 
The Scientific and Practical Center for Child Psychoneurology of the Moscow City Health Department, 
Russian Federation Address: 119602, SPC of Child Psychoneurology, 74 Michurinsky Prospekt 
Список литературы:
1.	Социально-психологическая адаптация личности / Налчаджян А.А. Ереван, 1988. 210 с. 
2.	Berry J. W. Acculturation and adaptation in a new society //International migration. —1992; 30 (1). — P. 69. 
3.	Проскурякова О.Л. Адаптация мигрантов, как социальный процесс // Вестник ОГУ №4. — 2007. — 58 с. 
4.	Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Алмазов Б.Н. Свердловск, 1986. 
5.	Психофармакотерапия пограничных психических расстройств / Ю.А. Александровский, Л.М. Барденштейн, А.С. Аведисова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. 98 с. 
6.	Энциклопедия социальной работы / Л.Э. Кунельский, М.С. Мацковский. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2013. — 2 том. С. 573. 
7.	Социальная адаптация вынужденных переселенцев и беженцев в контексте современной миграционной политики России: социологический анализ / Назарова Е.А. Москва, 1999. 137 с. 
8.	Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие./ ред.-сост. Райгородский Д.Я. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.