Психология развития

Рубрика: Личностное и профессиональное развитие человека на разных этапах жизни

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ

Авторы: Сенокосова А.О., Чурякова М.В.

Язык:

Русский

Аннотация:

В данной публикации рассмотрены: а) психологические причины агрессии; б) физиологические причины агрессии; в) нарушения работы нервных центров, приводящие к агрессии.

This publication considers: a) the psychological causes of aggression; b) the physiologi-cal causes of aggression; c) disruption of the nerve centers leading to aggression.

Полный текст:
ВВЕДЕНИЕ 
Актуальность темы исследования агрессии обусловлена ростом агрессивного поведения людей и выражает одну из социальных проблем нашего общества. 
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 
Агрессивность — стабильная характеристика, позволяющая выразить склонность субъекта к разрушающему поведению, цель которого — причинение ущерба окружающему или подобное аффективное состояние (ярость, гнев, злость). 
Агрессия — это поведенческий акт. Поведением является система психомоторных действий, деятельность, которая прямо или косвенно отвечает потребностям индивида в контакте с окружающей средой [6]. Агрессия — это реакция на негативные ситуации в физическом и психологическом аспектах, которые вызывают стресс, фрустрацию и другие неблагоприятные состояния. С психологической точки зрения один из методов регулирования трудностей, которые связаны с сохранением индивидуальности, идентичности, самооценки, уровня стремлений, поддержания и усиления контроля над окружением субъекта [7]. 
Агрессивное поведение регулируется инстинктами (концепция инстинктов Уильяма Мак-Дугалла); влечение к смерти (теория Зигмунда Фрейда); набор паттернов ответа, которые высвобождаются при определенных специфических стимулах (этологическая теория Конрада Лоренца); агрессия представляется драйвом, порожденным фрустрацией (фрустрационная теория агрессии Джона Долларда и Нила Миллера). 
Согласно теории Фрейда, агрессивность — врожденная деструктивная сила, подавляемая суперэго (отвечает за ценности, нравственность, духовность и самоконтроль), подавление приводит к влечению к смерти. Альфредом Адлером агрессия расценивалась как желание справиться с чувством неполноценности. Фредерик Перлз — агрессия необходима для интенсивной ассимиляции окружающего. По Конраду Лоренцу, склонность к враждебности включена в нервную систему, для выражения ей не нужна внешняя опасность или внутреннее разочарование, возникает спонтанно, нуждается в разрядке. 
Эрих Фромм подчеркивает, что существует оборонительная агрессия, предназначенная для защиты от угроз. Различают биологическую, адаптивную, доброкачественную, злокачественную агрессию. 
Генри Паренсом выделяются: недеструктивная агрессия — система удовлетворения потребностей, преодоления трудностей, достижения целей и приспособляемости; враждебная (деструктивная) — злонамеренное, агрессивное поведение, стремление причинить боль, может быть вызвано неприятными переживаниями [7]. 
По теории социального научения (бихевиоральная модель), агрессивные формы поведения усваиваются через наблюдение соответствующего способа действия и социальное подкрепление. Когнитивно-поведенческая модель расширяет данную позицию, гнев — сильный эмоциональный ответ на фрустрацию или провокацию, характеризующийся усиленным рефлекторным возбуждением, изменениями в деятельности центральной нервной системы. 
Сигналы, которые могут активировать агрессивное поведение или подавить, передаются по «каналам связи» головного мозга. Ключевой центр — ответственная за нападение область гипоталамуса, мелкие скопления нейронов, там мозг получает входящие сигналы, которые регулируют ускорение сердцебиения и другие физиологические реакции, предшествующие инциденту с применением насилия. В другом месте миндалина получает входящую информацию, сигнализирующую о наличии угрозы, от органов чувств и области принятия решений коры большого мозга. Кора головного мозга контролирует своевольные порывы. Цепи гнева и вознаграждения взаимосвязаны [4]. 
Исследователи (В.Р. Гесс, Д. Олдс, Р.Р. Хит, X.М.Р. Дельгадо и др.) утверждают, что импульсы, вызывающие агрессию, контролируются разными частями мозга. Активизация находится в зависимости от промежуточного мозга, латерального гипоталамуса, центрального серого вещества среднего мозга. Раздражение хвостатого ядра сдерживает возникновение подобных аффектов [5]. 
Роль миндалин в поведении доказывает подход коррелированной регистрации, при котором регистрирующие электроды прикрепляются к миндалинам животных разных видов, далее отслеживаются потенциалы действия нейронов при агрессии, также используется метод определения количества потребления кислорода и глюкозы разными областями мозга или синтеза белковых маркеров активации (активация миндалины в момент агрессии выше, чем в других областях мозга). Повреждение миндалины приводит к снижению уровня агрессии [2]. 
Мозг организован по принципу биполярных систем, рефлексам свойственна двойственность. Когда внутренние или внешние раздражители не работают, агрессивность находится в состоянии подвижного равновесия, зона возбуждения и торможения уравновешивают друг друга. Однако нарушение агрессивного равновесия может возникать вследствие электрического раздражителя, выведения из строя тормозящих центров и разнообразных мозговых заболеваний [5]. 
Существует связь между социальным научением, умением составлять логические цепочки, выбором стратегии реагирования, приемом и интерпретацией поступающей сенсорной информации, и корковыми областями мозга. 
Нарушение целостности лобной доли коры головного мозга ведет к нарастанию обратного ответа на мгновенные внешние влияния. Обычные раздражители провоцируют агрессивные реакции, как правило, блокируемые рядом рефлекторных либо мыслительных процессов. Это приводит к импульсивному и агрессивному ответу на провокацию, при этом люди, у которых повреждения отсутствуют, способны реагировать адекватно [1]. 
Нейрофизиологические исследования обнаружили взаимосвязь между импульсами к насилию и 
повреждениями коры головного мозга. Люди, имеющие склонность к насилию, не способны достаточно хорошо контролировать импульсивность, что является следствием нарушений функций головного мозга. При этом преступники, которые не имеют склонности к насилию, демонстрируют хорошие итоги при оценке когнитивных, языковых, перцептивных и психомоторных способностей, что подтверждает зависимость нарушений функции мозга и склонности к насилию [3]. 
Теория дефицита префронтальных отделов лобных долей утверждает, что повреждение префронтальной коры приводит человека к состоянию, когда он становится слабым и поэтому подверженным разрушительным воздействиям, склонным к привычным и стереотипным реакциям. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Таким образом, агрессивное поведение возникает по различным психологическим и физиологическим причинам. Например, агрессия может быть способом реагирования на неблагоприятные ситуации и выступать средством разрешения проблемы, может быть следствием нарушения работы нервных центров. 
Об авторах:
Сенокосова Арина Олеговна, 
студентка бакалавриата, факультет психологии; 
Институт социальной инженерии Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина (РГУ им. А.Н. Косыгина), 
Москва, ул. Садовническая, 33 стр. 1 
e-mail: 191717@stud.rguk.ru 

Чурякова Мария Владимировна, 
студентка бакалавриата; Факультет психологии; 
Институт социальной инженерии Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина (РГУ им. А.Н. Косыгина), 
Москва,ул. Садовническая, 33 стр. 1; 
e-mail: 191717@stud.rguk.ru 

Senokosova Arina O., 
undergraduate student; Faculty of Psychology; 
Institute of Social Engineering, Russian State University named after A.N. Kosygin
st. Sadovnicheskaya, 33 p. 1; Moscow, Russia 

Churyakova Maria V., 
undergraduate student; Faculty of Psychology; 
Institute of Social Engineering, Russian State University named after A.N. Kosygin
st. Sadovnicheskaya, 33 p. 1; Moscow, Russia
Список литературы:
1.	Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. 
2.	Сапольски Р. Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки. — М.: Альпина нонфикшн, 2019. 
3.	Спелласи Ф. Нейропсихологическая дискриминация между насильственными и ненасильственными мужчинами. 
4.	Филдс Д. Причины человеческой агрессии. — М.: Международное партнёрство распространения научных знаний, 2019 (https://www.elibrary. ru/publisher_titles.asp?publishid=7420) 
5.	Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер. с англ. Э. М. Телятникова — М.: АСТ, 2014 
6.	Фурманов И.А. Генезис расстройств поведения и приспособительных реакций: аффективно– динамическая модель агрессии // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2016. – N 4(39) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 16.08.20). 
7.	Хомич А.В. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — Южно-Российский Гуманитарный Институт, Ростов-на-Дону, 2006.