Психология развития

Рубрика: Личностное и профессиональное развитие человека на разных этапах жизни

РОЛЬ ЗЕРКАЛЬНЫХ НЕЙРОНОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Авторы: Тарид Амира, Безроднова М.В.

Язык:

Русский

Аннотация:

В нашем исследовании рассмотрены: а) феномен зеркальных нейронов, функция зеркальных нейронов, особенности активизации зеркальных нейронов, процесс адаптации, обучения через зеркальные нейроны, процесс социализации и влияние зеркальных нейронов; б) процесс обучения и подражание с помощью зеркальных нейронов; в) понятие социализации личности, роль зеркальных нейронов в процессе социализации личности, г) что происходит, когда мы воспринимаем окружающий мир, когда мы подражаем, имеет ли место быть зеркальным нейроном в процессе обучения. Применительно в сфере высшего образования на основе механизма зеркального отражения объясняются процессы социализации личности.

Our study examined a) the phenomenon of mirror neurons, the function of mirror neurons, the features of activation of mirror neurons, the process of adaptation, learning through mirror neurons, the socialization process and the influence of mirror neurons; b) the learning process and imitation using mirror neurons; c) the concept of personality socialization, the role of mirror neurons in the process of personality socialization, d) what happens when we perceive the world around us, when we imitate whether it takes place to be a mirror neuron in the learning process. In the field of higher education, the processes of socialization of an individual are explained on the basis of the mirror reflection mechanism.

Полный текст:
Важность нашего теоретического анализа, выполненного в области физиологии и психологии, заключается в прослеживании особенностей изменения социализации личности и физиологических процессов головного мозга, а именно современного представления о роли коры головного мозга в становлении и дальнейшем развитии социализации личности. 
Впервые зеркальные нейроны были обнаружены в 90-х годах у обезьян, а позднее и у человека группой итальянских исследователей во главе с Джакомо Риццолатти. 
Большое внимание отводится к изучению зеркальных нейронов как ведущей физиологической структуры, влияющей на развитие, адаптацию, обучения не только человека, но и животных. Процесс, происходящий в головном мозге, оказывает значимое влияние на становление и развитие человека, его поведение в социуме и эмпатийные проявления. 
Проведено большое количество исследований на животных и человеке, доказывающих, что функции зеркальных нейронов позволяют живым существам осуществлять подражательные способности, что значительно расширяет функциональные возможности психики в филогенезе. Зеркальные нейроны — это явление, которое позволяет нашему мозгу повторять эмоции, движения, звуки и т.д. Например: когда мама улыбается маленькому ребенку (грудничку), то он реагирует в ответ улыбкой, на этом этапе зеркальные нейроны начинают активно функционировать и происходит эффект подражания. 
Зеркальные нейроны раздражаются не только на действия, поведения, но и на звуки, выражающие удовольствие и торжество — например, смех, который у нас активизируют моторные области мозга, управляющие улыбкой. 
Социализация личности — это процесс вхождения индивида в социальную структуру, в результате чего происходят изменения в структуре общества и в каждой личности [1]. 
Процесс подражания в общественном формировании является важной ролью в приобретении моторных, коммуникативных и социальных навыков. 
Зеркальные нейроны способствуют автоматическому подражанию, которое мы испытываем зачастую неосознанно и которые ограничивает нашу самостоятельность, заставляя нас подчиняться мощным социальным импульсам. 
Зеркальные нейроны могут быть особыми переключателями поведения, они находятся в ассоциативных зонах коры больших полушарий, а также они связывают сенсорные и моторные отделы. Во многих физиологических исследованиях были обнаружены зеркальные нейроны не только в мозге человека, но и в самых различных областях коры большого мозга: речевых, зрительных, ассоциативных и других [2]. 
Зеркальные нейроны могут объяснить и такие явления, как сочувствие к другому человеку, сострадание. Например, они являются нейроанатомической основой очень важной, с точки зрения отношений с людьми, способности личности — эмпатии [3]. 
Если говорить про роль зеркальных нейронов в процессе социализации личности, то следует помнить, что благодаря зеркальным нейронам мы формируем умение понимать эмоции, воспринимать окружающих, умение обучаться, подражать, и наше развитие в обществе происходит на основе сложнейших функций головного мозга. 
Благодаря изучению процесса зеркальных нейронов мы можем наблюдать эффекты бессознательного реагирования на ситуацию. Это говорит о массовости восприятия. Например, в коллективе если один зевает, то происходит эффект подражания и рядом находящиеся люди начинают повторять данное действие. Все программы релаксации в психологической работе предполагают активизацию зеркальных нейронов. Например: мы видим фильм, в котором танцуют, и в голове представляем, как выполняем те же действия, при этом в реальности располагаемся на стуле перед экраном телевизора. Получается, зеркальные нейроны активны, и в этот момент им безразлично, выполняем ли движение или нет. 
Таким образом, роль зеркальных нейронов в процессе социализации личности — это процесс, который заполняет пространство между «я» и другими людьми. Это необходимо в повседневной жизни, так мы понимаем окружающее нас общество, это даёт возможность распознать чувство другого, помогает в восприятии речи в процессе общения, понимать чужие состояния. 
Когда человек, например студент, оказывается в новой ситуации развития, а именно в образовательном пространстве, процессы зеркальных нейронов заполняют пространство между ним и социальной средой, и студент проходит процесс адаптации, знакомства с другими, процесс восприятия и изучения нового, неизведанного. Зеркальные нейроны активно помогают в процессе невербального взаимодействия с окружающими людьми, а значит, что процесс социализации становится более гладким и быстрым. 
Теоретический анализ, проведенный нами о роли зеркальных нейронов в процессе социализации личности, может быть использован в практической деятельности психолога, при работе с клиентами.
Об авторах:
Тарид Амира, 
студент, кафедра психологии; 
Институт социальной инженерии, Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (РГУ им. А.Н. Косыгина), 
Россия, г. Москва, ул. Садовническая, 33, стр. 1; 
e-mail: amira030402@gmail.com 

Безроднова Мария Валентиновна, 
студент, кафедра психологии; 
Институт социальной инженерии Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина (РГУ им. А.Н. Косыгина), 
Россия, г. Москва, ул. Садовническая, 33, стр.1

Tarid Amira, 
student, Department of Psychology; 
Institute of Social Engineering; Russian State University named after A.N. Kosygin (Russian State University named after A.N. Kosygin), 
ul. Sadovnicheskaya, 33, p. 1; Moscow, Russia; 

Bezrodnova Maria V., 
student, Department of Psychology; 
Institute of Social Engineering, Russian State University named after A.N. Kosygin
ul. Sadovnicheskaya, 33, p. 1; Moscow, Russia
Список литературы:
1.	Кавецкий И.Т., Рыжковская Т.Л., Коверзнева И.А., Игнатович В.Г., Лобан Н.А., Старовойтова С.В. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010. 
2.	Агеева Н.А. Роль зеркальных нейронов в процессе социализации личности и консолидации общества // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 3. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/41332 (дата обращения: 03.02.2020). 
3.	Риззолатти Д. Зеркальные нейроны (интервью) // Психологическая газета 26.06.2006. URL:http://psy.su/interview/1924/.