Психология развития

Рубрика: Личностное и профессиональное развитие человека на разных этапах жизни

ЭФФЕКТ РИНГЕЛЬМАНА: МАССА ПРОТИВ ИНДИВИДА. ВСЕГДА ЛИ БОЛЬШЕ ЗНАЧИТ ЛУЧШЕ?

Авторы: Джандавлетова Карина Куспановна, Толстова Ульяна Игоревна, Харина Яна Андреевна

Язык:

Русский

Аннотация:

В предлагаемой работе рассмотрено влияние количественного фактора на качественный в результате трудовой деятельности группы людей, и указаны возможные пути решения проблемы снижения эффективности с увеличением количества участников деятельности.

This publication provides an overview of the influence of the quantitative factor on the qualitative one as a result of the labor activity of a group of people is considered and possible ways to solve the problem of reducing efficiency with an increase in the number of participants in the activity are indicated.

Полный текст:
Актуальность и важность предлагаемого исследования заключается в поиске новаторских идей для повышения продуктивности при решении общих задач в больших коллективах. В этой связи приводится несколько вариантов решения поставленной проблемы. Вполне логичным является тот факт, что чем больше людей выполняют ту или иную работу, тем быстрее и качественнее она будет выполнена. Большее количество людей вкладывают в совместную деятельность большие трудовые ресурсы. Так ли это на самом деле? Эффект Рингельмана, или социальная лень в психологии является одним из явлений функционирования группы. Проявляется в уменьшении эффективности работы отдельных лиц при решении коллективных задач в группе. Макс Рингельман - французский учёный, по специальности сельскохозяйственный инженер. Перед учёным не стояла задача открывать социальный эффект, его волновала эффективность тягловых животных и людей в командной работе. Для этого он выбрал такие испытания как совместное поднятие тяжестей и перетягивание каната. Эксперимент можно описать следующим образом. Испытуемые перетягивали канат в течение 5 секунд, сначала в одиночку, а затем в группах по 7-14 человек. Экспериментатор заметил следующую закономерность: участники, которые перетягивали канат в одиночку, прилагали усилие, равное 85 кг/чел, а участники в группе - 65 кг и 61 кг. Следующий эксперимент был проведён с толканием перекладины, прикреплённой к двухколёсной тележке. В данном случае зафиксирован похожий результат: в одиночку участники толкали тележку с силой 171 кг/чел, а вдвоём -с силой 154 кг/чел. Рингельман предполагал, что суммарная работа группы должна превышать силу отдельного члена, но на практике оказалось иначе. В последующих опытах экспериментатор обнаружил следующую закономерность: чем больше людей в группе выполняют совместную работу, тем меньше усилий прикладывает каждый. Стоит отметить, что ещё Зигмунд Фрейд объяснял утрату индивидуальных приобретённых свойств людей в «психически сплочённой массе» выходом на первый план одинакового у всех «расового бессознательного». (Фрейд З., 2016) Он утверждал, что каждый член толпы утрачивает осознанность, их мысли и поступки приобретают единый вектор движения. Когда человек перестаёт чувствовать собственную ответственность за результат, то все жизненные функции переходят в режим «экономии энергии». Рингельман считал, что совокупность всех возможностей группы не может быть раскрыта в полной мере. Причина заключается в том, что разного рода межличностные процессы ставят под угрозу коллективную подготовленность группы. Французский профессор выделил два явления, которые способны понизить производительность группы: снижение или потеря мотивации и проблема координации. Потеря мотивации представляет собой намеренное снижение собственных стараний, которых человек готов приложить к данному виду деятельности. Каждый участник группы уверен, что погружается в данную деятельность «с головой», и что личный вклад внушителен. Подобное представление прямо противоположно статистике. Члены группы проявляют индивидуальную нерадивость в большинстве случаев (иногда неосознанно). Для борьбы с данным явлением имеет место использование социальной фасилитации. Особый эффект, при котором человек делает успехи при выполнении актуальных задач в групповом формате нежели в индивидуальном. К подобным решениям относятся: Повышение возможности распознания. Каждый человек готов отдать больше сил на выполнение поставленной коллективной задачи, проявить индивидуальные способности, в ситуации оценки со стороны окружающих людей. Это объясняется тем, что в душевном спокойствии человека происходит дисбаланс (обеспокоенность о возможных негативных оценках). Исключение явления «даровщины». Необходимо создать в группе особую атмосферу значимости каждого отдельно взятого человека. Все члены команды составляют общий актив. Для достижения коллективной цели важно донести до каждого человека личную значимость роли в группе. Уменьшение состава группы. От количества людей в команде во многом зависит простота/сложность проявления лености. Сплочённость членов группы также зависит от количества людей. Установление серьёзных целей. Выполнение обязательств, приверженность группе и общему делу, планирование в мельчайших подробностях начинают привлекать пристальное внимание при постановке точных и серьёзных целей. Важно заметить, что задачи группы должны отличаться сложностью. Для решения сложных целей привлекается весь арсенал знаний, умения и навыков. Повышение сопричастности. Повышенная вовлечённость достигается путём преобразования поставленной задачи в соревнования на дружеской основе. В отдельных случаях, можно установить систему поощрений и наказаний. Организация свободного от работы времени. Коллективный отдых помогает сблизить членов группы. Созданная благоприятная рабочая атмосфера привносит правильный настрой на решение общей поставленной задачи. Потеря координации. Объединение людей в группы зависит от способностей, знаний и разнообразных групповых межличностных процессов. Участники команды могут обладать необходимыми опытом и способностями. Однако не могут направлять собственные силы «в правильное русло». Таким образом, для высокой производительности необходима взаимная зависимость всех членов команды. Эффективность работы группы и преодоление социальной лености во многом зависит от «вождя» коллектива. Идея Фрейда основана на примере двух высокоорганизованных устойчивых групп - армии и церкви. (Фрейд З., 2016) У всех членов коллектива образуется эмоциональная связь с главой организации и друг с другом. Более современным примером сплочённости является фэндом - группа людей, являющихся поклонниками чего-либо. Каждый участник вносит вклад в развитие различными способами. При этом в данной группе не возникает конкуренции. Эффект Рингельмана - это некий протест установленным правилам работы. Данное противоречие подталкивает людей лениться, избегать ответственности. Интересно то, что происходит это неосознанно. В ситуациях нахождения в группе человек пребывает в расслабленном состоянии. Во время командной работы рождаются мысли: «Оставлю это дело другому». Чаще всего это приводит к резкому ухудшению продуктивности и качеству труда. Даже если изначально группа состояла из лиц с повышенной ответственностью, то данный статус продержится недолго. Таким образом, работодателям необходимо обладать информацией об явлении социальной лени и рационально подходить к планированию деятельности.
Об авторах:
Джандавлетова Карина Куспановна,
студентка бакалавриата; РГУ им. А.Н. Косыгина; Садовническая улица, 33; Москва, Россия; e-mail: kari_dg@mail.ru

Толстова Ульяна Игоревна,
студентка бакалавриата; РГУ им. А.Н. Косыгина; Садовническая улица, 33; Москва, Россия; e-mail: ulyatlst0212@gmail.com

Харина Яна Андреевна,
студентка бакалавриата; РГУ им. А.Н. Косыгина; Садовническая улица, 33; Москва, Россия; e-mail: yanaavonamis@gmail.com
Список литературы:
1. Стратилат К.Н. Модели возникновения феномена социальной лености // Национальный психологический журнал, 2017.
2. Фрейд З. Тотем и табу. М: Издательство АЗБУКА, 2016.