Психология развития

Рубрика: Личностное и профессиональное развитие человека на разных этапах жизни

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ЗДОРОВЬЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА (ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Авторы: Дмитриева А.Д., Подплетько М.В.

Язык:

Русский

Аннотация:

В данной публикации рассмотрены: а) эмоции как часть деятельности ЦНС (центральной нервной системы); б) важность проявления эмоций; в) подавление эмоций; г) влияние эмоционального фона на здоровье; д) взаимосвязь эмоционального фона и продуктивности.

In this publication, we consider: a) emotions as part of the central nervous system; b) the importance of the manifestation of emotions; c) suppression of emotions; d) the effect of the emotional background on health; d) the relationship of emotional background and productivity.

Полный текст:
ВВЕДЕНИЕ 
Актуальность и важность нашей работы заключается в том, что мы смогли выявить, как именно связаны эмоции и болезненные состояния между собой и какую роль играют в жизнедеятельности человека. Эмоции, которые переживает каждый из нас, оказывают огромное влияние на качество выполняемой нами деятельности — работы, учебы и жизни в целом. Они также могут нарушить не только психическую сферу деятельности любого человека, но и работу его внутренних органов и процессов жизнедеятельности. 
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 
1.	Определение слова «эмоция» и главные составляющие компоненты. Для начала нужно разобраться, что такое «эмоция». Эмоция — это сложный феномен. Исходя из теории дифференциальных эмоций, данный феномен включает в себя несколько компонентов: двигательно-экспрессивный, нейрофизиологический и чувственный. Эмоции также имеют способности быстро меняться и протекать довольно интенсивно, что происходит в зависимости от человеческого настроения (Карамышева Е. О., 2016). 
2.	Тоническое напряжение мышц как один из показателей тревожности. С точки зрения физиологии это могут быть не только двигательные реакции, например мимика или жесты, но и уровень тонического напряжения мышц. Повышенный мышечный тонус — это один из показателей отрицательного эмоционального интеллекта (или же дискомфорта), а также при этом возможного состояния тревоги. У тонической реакции есть несколько особенностей, из-за которых она захватывает все мышцы и в принципе затрудняет выполнение движений — это генерализованность и диффузность. В итоге данная реакция может привести к неприятным последствиям, таким как тремор или же неуправляемые, хаотичные движения. 
Р. Мальмо проводит со своими сотрудниками исследование, доказывающее, что мышечная напряжённость у психических больных выше, чем у контрольной группы, т. е. лиц, у которых имеются какие-либо невротические отклонения или же они страдают от разнообразных конфликтов, имеют большую скованность движений, чем любые другие люди. У психоневротиков более высокие показатели мышечной напряжённости с преобладанием патологической тревожности. Чтобы снять данную напряжённость, было разработано большое количество психотерапевтических методов, такие как аутогенная тренировка или релаксация. Такие методы позволяют человеку расслабиться, в результате чего уровень их тревожности, раздражительности и связанных с ними нарушений падает (Данилова Н.Н., 1997). 
Согласно современным психосоматическим исследованиям, тревога является главным фактором возникновения «психосоматической патологии». Термин «психосоматическое заболевание» можно употреблять, когда четко прослеживается связь возникновения заболевания с психическим фактором или когда он является фактором риска. Тревога — это одна из главных причин этих заболеваний, а по мнению некоторых исследователей, является вообще основной причиной (Солженкин В.В., 2003). 
3. Влияние эмоций на вегетативную нервную систему. Также в компоненты эмоций входит изменение активности вегетативной системы, и данные вегетативные проявления весьма разнообразны: › изменение сопротивления кожи (КГР, кожно
гальваническая реакция), › частоты сердечных сокращений, › кровяного давления, › расширение и сужение сосудов, › температуры кожи, › гормональный и химический состав крови и др. 
Известно, что во время проявления ярости, агрессии повышается уровень норадреналина и адреналина в крови. Из-за этого кровоток перераспределяется к мышцам и головному мозгу, учащается сердцебиение, расширяются зрачки. С помощью таких эффектов животное подготавливает себя к интенсивным физическим нагрузкам, необходимым ему для дальнейшего выживания. 
Изменения биотоков головного мозга составляют особую группу эмоциональных реакций. По мнению многих физиологов, ЭЭГ-коррелятом (электроэнцефалографические корреляты) эмоционального напряжения у животных является ритм «настораживания» (или гипокампальный тетаритм), пейсмекер которого расположен в перегородке. При появлении ориентировочно-исследовательского или оборонительного поведения происходит усиление и синхронизация данного биоритма. У человека при этом такого чёткого ЭЭГ-показателя отыскать не удалось. Благодаря изменениям соотношения основных ритмов: дельта, тета, альфа и бета, эмоциональные состояния человека отражаются в ЭЭГ. При этом в лобных областях изменения ЭЭГ выражаются наиболее чётко. По некоторым известным данным, у людей с преобладанием положительных эмоций фиксируются альфа-ритм и медленные составляющие ЭЭГ, а у людей с доминированием гнева — бета-активность (Данилова Н. Н., 1997). 
4. Феномен «эмоционального выгорания». Степень активности мышления и двигательную активность также определяют эмоции. В конце XX века появился феномен «эмоционального выгорания» Х. Дж. Фрейденберга, привлёкший у исследователей большой интерес. Его трактовали как один из специфических видов хронического состояния лиц, профессии которых связаны с людьми (психологов, учителей, психиатров, полицейских, священников, юристов, работников сферы обслуживания, тренеров и др.), включающий в себя эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализацию и сниженную рабочую продуктивность. 
Когда изменялись условия профессиональной деятельности человека, повышались эмоциональные нагрузки, а также повышалась ответственность за каждое принятие решения и т. д., предъявлялись высокие требования к деятельности как организма в целом, так и отдельных человеческих систем. Заболевания, связанные со стрессогенными раздражителями разнообразной природы, описаны в количестве примерно 10 000, в то время как болезненные симптомы насчитывают около 100 000 (Солженкин В. В., 2003). 
Колоссальные нагрузки в современном мире, испытываемые обычным человеком, могут пагубно влиять на его состояние в целом, поэтому в наше время как никогда актуальна важность эмоционального образования. Вместе с ней развиваются важные функции нашего интеллекта, позволяющие защищать эмоции в моменты напряжённости, управлять мыслями, уметь поставить себя на место другого человека, а также способствующие обдумывать свою реакцию. 
5. Связь эмоционального состояния с культурой человека. Кросскультурные исследования депрессии показали, что культуры, выделяющие особое место индивидуальным достижениям, успеху и соответствию самым высоким стандартам и образцам, имеют большее число депрессивных нарушений. Исходя из данных Комитета по психическому здоровью США, каждый 10-й житель страны страдает тревожным расстройством в виде генерализованного тревожного расстройства, приступов паники, агорафобии или социальной фобии. Как минимум 30% жителей, обращающихся за помощью к кардиологам, терапевтам, невропатологам и другим специалистам, страдают соматоморфными расстройствами, т.е. психическими расстройствами, которые могут проявляться в виде соматических жалоб, но не имеют как таковой физической основы. У таких людей наблюдаются значительно повышенные показатели тревоги и депрессии, при этом сами они данный факт не осознают (Циркина С.Ю., 2000). 
6. Регуляция нежелательных эмоциональных состояний. Для устранения нежелательных эмоциональных состояний К. Изард отмечает три способа: 1) выводя через другую эмоцию; 2) с помощью когнитивной регуляции; 3) с помощью моторной регуляции. С помощью первого способа регуляции человек сознательно активирует другую эмоцию, противоположную той, которую он хочет ликвидировать. Следующий способ предполагает пустить в дело мышление и внимание для ликвидации неприятной эмоции или установления частичного контроля над ней. Это может стать переход сознания на те моменты, которые вызывают у человека интерес и положительные чувства. И, наконец, последний способ связан с использованием физических упражнений как метода облегчения эмоционального напряжения (Ильин Е. П., 2001). 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Эмоции — это важная и сложная часть человеческого организма, поэтому нежелательное эмоциональное состояние нужно регулировать, чтобы в дальнейшем оно не мешало деятельности человека. Неформальные способы регулирования эмоционального состояния (например, психическая регуляция, использование дыхательных упражнений, изменение направленности сознания, использование «защитных механизмов») обычно укладываются в способы, отмеченные К. Изардом. На данный период времени создано большое количество всевозможных способов саморегулирования: аутогенная тренировка, релаксационная тренировка, десенсибилизация, медитация, реактивная релаксация и прочие. Психическая регуляция связана либо с влиянием снаружи (другого человека, цвета, музыки, природного ландшафта), либо с саморегулированием. 
Об авторах:
Дмитриева Алина Дмитриевна, 
студентка, кафедра психологии; 
Институт социальной инженерии, Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (РГУ им. А.Н. Косыгина), 
ул. Садовническая, 33, стр.1; Москва, Россия; 
e-mail: andromeduadd@mail.ru 

Подплетько Мария Васильевна, 
студентка, кафедра психологии; 
Институт социальной инженерии Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина (РГУ им. А.Н. Косыгина), 
ул. Садовническая, 33, стр.1; Москва, Россия; 
e-mail: al.akuma@mail.ru

Dmitrieva Alina D., 
student, department of psychology; 
Institute of Social Engineering, Russian State University named after A.N. Kosygin (RSU them. AN Kosygin), 
st. Sadovnicheskaya, 33, p. 1; Moscow, Russia 

Podpletko Maria V., 
student, department of psychology; 
Institute of Social Engineering, Russian State University named after A.N. Kosygin (RSU them. AN Kosygin), 
st. Sadovnicheskaya, 33, p. 1; Moscow, Russia
Список литературы:
1.	Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник. М.: Учебная литература, 1997. 432 с. 
2.	Ильин Е. П. Эмоции и чувства. 2001. 
3.	Карамышева, Е. О. Эмоции человека / Е. О. Карамышева, Д. А. Головченко. — Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 433—437. 
4.	Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности: Учебник для студентов высших учебных заведений. — М., 2003, С. 161—174. 
5.	Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. — СПб.: Питер, 2000; Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. — М., 1996; Хамская Е. Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции: Нейропсихологическое исследование. — М., 1998. 

REFERENCES 
1.	Danilova N.N., Krylova A.L. Physiology of Higher Nervous Activity: A Textbook. M.: Educational literature, 1997. 432 p. 
2.	Ilyin E. P. Emotions and feelings. 2001. 
3.	Karamysheva, E.O. Human Emotions / E.O. Karamysheva, D.A. Golovchenko. — A young scien-tist. — 2016. — No. 23 (127). — S. 433—437. 
4.	Solozhenkin V.V. The psychological basis of medical activity:Textbook for students of higher educational institutions. — M., 2003, P. 161—174. 
5.	Handbook of Psychology and Psychiatry of Children and Adolescents / Ed. S. Yu. Tsirkina. — St. Petersburg: Peter, 2000; Boyko V.V. Energy of emotions in communication: a look at yourself and others. — M., 1996; Khamskaya E. D., Batova N. Ya. Brain and emotions: Neuropsychological study. — M., 1998.