Психология развития

Рубрика: Личностное и профессиональное развитие человека на разных этапах жизни

МЕХАНИЗМ ЗАПОМИНАНИЯ, ОБРАБОТКИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В МОЗГЕ

Авторы: Мурадов Зафар Равшанович, Федцов Максим Николаевич

Язык:

Русский

Аннотация:

В предлагаемой работе сосредоточено внимание на изучении процессов механизма памяти, технике запоминания, свойств и способов воздействия на память.

The proposed work focuses on the study of the processes of the memory mechanism, the technique of memorization, the properties and methods of influencing memory.

Полный текст:
Вся жизнь человека: все его достижения, опыт и знания, все это хранится в памяти. Но где хранится сама память? Существует ли такой конкретный участок головного мозга, куда можно с легкостью поместить информацию, и с такой же легкостью изъять ее оттуда? В последнее время медиков, нейрофизиологов, психологов, нейропсихологов все больше привлекает изучение отделов человеческого мозга отвечающих за высшие психические функции в частности отделов памяти. Это связанно с тем, что существует необходимость улучшать их работу и восстанавливать высшие познавательные процессы после травм. Люди по-разному наделены индивидуальными способностями памяти. Существует разная скорость запоминания материала, объем, характер запоминаемого, точность и достоверность, а так же другие параметры. Взрослые передают детям свой опыт взаимодействия с памятью в процессе воспитания. Подготовленная умственная деятельность ребенка помогает ему успешно осваивать техники и способы работы с информацией, управлять и владеть своей памятью. Психическое развитие человека и его личности невозможно без памяти. Особенность человеческой психики - это освоение знаний и опыта, накопленных как в личной жизни, так и всего человечества. Память является фундаментом целостности личности, ее можно вообразить костяным скелетом, на котором формируются и образуются остальные процессы в психике человека. Все вышесказанное обусловило актуальной выбранной темы исследования.

РАСПОЛОЖЕНИЕ ПАМЯТИ В МОЗГЕ

Память можно определить, как способность мозга сохранять и добровольно восстанавливать информацию. Другими словами, это способность, которая позволяет людям вспоминать события, мысли, чувства, концепции и отношения между ними. Несмотря на то, что гиппокамп больше всего связан с памятью (парное образование является частью старой коры большого мозга; оно расположено на медиальной стенке нижних рогов боковых желудочков. Гиппокамп является центральной структурой лимбической системы), невозможно приписать воспоминания только одной части мозга, потому что в этом процессе участвуют многие области нашего мозга. Эта способность является одной из когнитивных функций, наиболее подверженных старению. Память - одна из важнейших функций мозга. Без памяти, увы, мы не смогли бы ничему научиться, ни использовать наш опыт. Лимбическая система мозга играет ключевую роль в процессе запоминания. Она расположена на внутренней поверхности височных долей. Здесь же и находится гипоталамус, о котором сказано ранее - одна из ключевых структур для консолидации памяти. Размер этой области равен размеру большого пальца ребенка.  

ВИДЫ И ФАЗЫ ПАМЯТИ  

Память - чрезвычайно сложная когнитивная функция. В ней задействовано огромное количество частей мозга, и мы, люди, постоянно пользуемся ею. Существуют различные теории и исследования этой когнитивной способности. Память можно разделить на различные типы в соответствии со следующими критериями: › По времени хранения этой информации: в данном случае речь идет о сенсорной памяти, кратковременной памяти, рабочей памяти и долговременной памяти. Сенсорная память хранит информацию в течение нескольких секунд, в то время как долговременная память, наоборот, может хранить информацию в течение почти неограниченного периода времени. Все типы памяти работают согласованно, чтобы обеспечить правильную работу всей системы. › По типу информации: вербальная память отвечает за хранение вербальной информации (чтение или слова, которые мы слышим), в то время как невербальная память позволяет хранить другие данные (изображения, звуки, ощущения и т.д.). › По задействованному органу чувств: в зависимости от используемого органа чувств, речь идёт о таких видах, как зрительная память (зрение), слуховая память (слух), обонятельная память (обоняние), вкусовая память (вкус) и тактильная память (осязание). › Чтобы вспомнить, что мы делали вчера, наш мозг должен произвести ряд процессов. Каждый процесс необходим для доступа к воспоминаниям. Таким образом, нарушение любого из процессов не позволит нам запомнить информацию. Чтобы создать память, наш мозг должен пройти через следующие стадии: › Кодирование: на этом этапе мы добавляем информацию, которую мы помним, в нашу систему памяти через восприятие. Например, когда ктото представляется по имени. Необходимо обратить внимание на эту информацию, чтобы закодировать её. › Хранение: чтобы удержать информацию надолго, мы сохраняем её в системе нашей памяти. Например, мы можем запомнить человека в лицо и его имя. › Восстановление: этап, когда мы хотим чтото вспомнить, обращаемся к хранилищу памяти и восстанавливаем определенную нужную информацию. Например, чтобы, увидев человека на улице, вспомнить его имя или же, увидев определенное здание, вспомнить название улицы. Акт памяти включает в себя три фазы: фаза 1-запоминание, фаза 2-сохранение и фаза 3-воспроизведение. Начальная форма запоминания непреднамеренное или непроизвольное запоминание, то есть, запоминание без заданной цели, без использования каких-либо техник. Это простой захват того, что повлияло, сохранение некого следа возбуждения в коре головного мозга. Непреднамеренно запоминаются многие вещи, с которыми человек сталкивается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, быта, хотя не все они запоминаются одинаково надолго и чётко. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека. Даже случайное непроизвольное запоминание несет собой избирательный характер, определяемый отношением к окружающей нас среде. Произвольное запоминание - это особая сложная умственная деятельность, подчиненная задаче запоминания. Сохранение - может быть динамическим или статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, в то время как статическое проявляется в долговременной памяти. При динамическом сохранении материал мало изменяется, в то время как при статическом, наоборот, материал обязательно подлежит реконструкции и обработке. Воспроизведение - может проходить в виде последовательного припоминания, это - активный волевой процесс. Припоминание - это произвольное, преднамеренное воспроизведение: человек заранее ставит перед собой цель запомнить и для достижения этой цели прилагает усилия мысли и воли. Непроизвольное воспроизведение происходит, можно сказать, само собой. Оно основано на ассоциациях смежности во времени или пространстве, а в некоторых случаях и на ассоциациях сходства и контраста. Существует различие между прямым (непосредственным) и косвенным (опосредованным) воспроизведением. Непосредственное протекает без промежуточных ассоциаций (так воспроизводится, например, таблица умножения). При опосредованном человек опирается на промежуточные ассоциации - слова, образы, чувства, действия, с которыми связан объект воспроизведения.  

ИТОГ  

Всё, что вокруг нас, нами узнаваемое - каждое переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти след, который может храниться достаточно долгое время и при соответствующих условиях появляться и вновь становиться предметом нашего сознания. Поэтому память, в нашем понимании - это сохранение, следом, узнавание и воспроизведение событий прошлого опыта. Осознание того, что воспринимаемый нами в настоящий момент времени предмет или явление воспринимались когда-либо в прошлом, называется узнаванием. Однако, узнавание - не единственное, что мы можем делать. Люди могут вызывать в сознании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но точно воспринимали его раньше. Этот процесс - процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые предметы прошлого, но и наши мысли, переживания, мечты и фантазии. Подводя итоги стоит сказать о том, что психический мир людей очень многогранен. И не такой простой, как может показаться на взгляд обывателя. Благодаря высокому уровню развитой психики у людей, мы многому научились, как в умственном, так и в физическом плане. И это психическое развитие продолжается, потому что люди помнят и опираются на приобретенные знания и опыт.
Об авторах:
Мурадов Зафар Равшанович,
студент бакалавриата; Факультет психологии; Институт социальной инженерии; РГУ имени А.Н. Косыгина (Технологии, дизайн, искусство); улица Садовническая, 35; Москва, Россия; 115035; 
e-mail: zafarmuradov00@gmail.com

Федцов Максим Николаевич,
студент бакалавриата; Факультет психологии; Институт социальной инженерии; РГУ имени А.Н. Косыгина (Технологии, дизайн, искусство); улица Садовническая, 35; Москва, Россия; 115035; 
e-mail: u.f.08@bk.ru
Список литературы:
1. Боднар А.М. Психология памяти. Курс лекций. — М.: Флинта, 2018.
2. Боднар А.М. Психология памяти. Учебное пособие. — М.: Юрайт, 2018.
3. Блонский П.П. Память и мышление. — М.: Ленанд, Editorial URSS, 2018.
4. Элизабет Лофтус. Память. Пронзительные откровения о том, как мы запоминаем и почему забываем. — М.: КоЛибри, 2018.