Язык:
РусскийАннотация:
В данном исследовании рассмотрены: а) разница между показателями социальной адаптации у студентов и взрослых; б) разница между показателями эго-состояний личности у студентов и взрослых; в) различие взаимосвязей между социальной адаптацией и эго-состояниями личности у студентов и взрослых.
This study examines: a) the difference between indicators of social adaptation in students and adults; b) the difference between indicators of ego States of personality in students and adults; с) the difference in the relationship between social adaptation and ego States of personality in students and adults.
ВВЕДЕНИЕ Проблемы социальной адаптации и эго-состояний были актуальны всегда. При понимании изменений социальной адаптации в зависимости от эго-состояний можно научиться распознавать, какое эго-состояние доминирует у человека на данный момент, можно оценить, насколько социально адаптирован человек при том или ином эго-состоянии. Можно научиться контролировать переход от одного эгосостояния к другому и адаптироваться к любым внешним изменениям. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Психологические особенности социальной адаптации Социальная адаптация — это процесс активного приспособления личности к условиям социальной среды и результат этого приспособления (Дружинина В.Н., 2003). В своём исследовании мы задействовали несколько шкал социальной адаптации по К. Роджарсу и Р. Даймонду (Снегирёва Т. В., 1987): Адаптивность; Самоприятие; Приятие других; Эмоциональный комфорт; Интернальность; Стремление к доминированию; Эскапизм. 2. Психологические особенности эго-состояний личности Эго-состояния — это состояния, отвечающие за нашу психологию поведения. На данный момент выявлено шесть эго-состояний (Калмыкова А. и КалиненкоВ., 2006): Родитель критикующий; Родитель заботящийся; Взрослый; Дитя естественное; Дитя адаптированное; Дитя бунтующее; Маленький профессор. 3. Результаты исследования и их обсуждение Доминирующими шкалами социальной адаптации и у студентов, и у взрослых являются «Приятие других», «Самоприятие», «Интернальность» и «Адаптивность». Это говорит об активной адаптации студентами под условия внешней среды. Они уважают и себя, и нормы, и правила других людей. Ответственность за происходящее с ними берут на себя. А взрослые уже научились адаптироваться к внешней среде, устоялись в этой жизни, отчего принимают себя и окружающих такими, какие они есть. Не перекладывают ответственность на других, а понимают, что отвечают сами за себя. Доминирующими эго-состояниями у студентов являются «Взрослый», «Родитель заботящийся» и «Маленький профессор». Скорее всего, студенческая жизнь вынуждает брать на себя ответственность за происходящее, более объективно и рационально размышлять. Забота может проявляться к другим студентам, потому что они понимают, что находятся в «одной лодке» со своими одногруппниками. Так как были опрошены студенты психологи, то они хорошо чувствуют психологию общения, но из-за своего малого опыта не могут пока что разбираться в более сложных аспектах. А у взрослых: «Родитель заботящийся», «Взрослый» и «Дитя адаптированное». Скорее всего, взрослые люди рассматривают окружающий мир объективно и рационально, а благодаря накопленному опыту они заботливо относятся к окружающим людям, подсказывают им, как правильнее будет поступить в разных ситуациях. Корреляционный анализ показал у студентов: 1) чем выше уровень адаптивности у студентов, тем ниже уровень эго-состояния «Дитя адаптированное». Люди, которым присуще это эго-состояние, адаптируются к внешней среде только из-за того, что подчиняются другим людям, выполняют их потребности и желания, но не обращают внимания на свои; 2) чем выше уровень эмоционального комфорта, тем ниже уровень эго-состояния «Дитя адаптированное». Из-за того, что люди с этим эгосостоянием живут для других людей, а не для себя, у них возникает внутриличностный конфликт, отчего они испытывают эмоциональный дискомфорт; 3) чем выше уровень стремления к доминированию, тем выше уровень эго-состояния «Родитель-критикующий». Люди с таким эго-состоянием смотрят на всех свысока, критикуют и пытаются контролировать окружающих людей, а этого можно достигнуть при доминировании над этими людьми, от чего и возникает стремление к доминированию; 4) чем выше уровень стремления к доминированию, тем выше уровень эго-состояния «Маленький профессор». Из-за знания психологии отношений и общения между людьми субъекты с этим эго-состоянием желают доминировать над людьми. Так как мы опрашивали студентов, можно сделать вывод, что они чувствуют себя взрослыми личностями, отчего возможно стремление к доминированию для получения того уважения, к которому они стремятся. У взрослых: 1) чем выше уровень самоприятия, тем выше уровень эго-состояния «Родитель критикующий». Такие люди критикуют окружающих людей, основываясь на своём опыте и исходя из своих норм, поэтому они принимают себя такими, какие они есть, желая изменить других; 2) чем выше уровень приятия других, тем выше уровень эго-состояния «Родитель критикующий». Если окружающих людей не будет, то и эго-состояния этого не будет, поэтому эти люди принимают других лишь для подпитки этого эгосостояния; 3) чем выше уровень приятия других, тем выше уровень эго-состояния «Дитя естественное». Люди с этим эго-состоянием открыты для новых отношений и нового общения, поэтому они легко принимают окружающих людей; 4) чем выше эмоциональный комфорт, тем выше уровень эго-состояния «Взрослый». Если бы у взрослых отсутствовало это эго-состояние, логично было бы испытывать с их стороны эмоциональный дискомфорт, так как к ним не было бы ни уважения, ни приятия со стороны окружающих людей, и в принципе они бы не смогли нормально приспособиться к окружающему миру; 5) чем выше уровень эмоционального комфорта, тем ниже уровень эго-состояния «Дитя бунтующее». Если бы взрослые люди проявляли незрелое поведение, они бы не смогли адаптироваться к окружающему миру, что у любого человека вызывает эмоциональный дискомфорт. ЗАКЛЮЧЕНИЕ На основании всех приведенных выше результатов мы сделали вывод, что взаимосвязь социальной адаптации и проявления эго-состояний присутствует у студентов с эго-состояниями: «Родитель критикующий», «Дитя адаптированное» и «Маленький профессор»; у взрослых: «Родитель критикующий», «Взрослый», «Дитя естественное» и «Дитя бунтующее». Это можно объяснить тем, что в зависимости от возраста общество предъявляет различные требования, что и влияет на проявление тех или иных эго-состояний и адаптацию.
Виганд Анна Михайловна, студентка бакалавра; Факультет психологии; Институт социальной инженерии Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство); Садовническая ул., 33; Москва, Россия; e-mail: vigand.a@yandex.ru Ковалёв Виктор Вячеславович, доцент; Институт социальной инженерии, Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство); Садовническая ул., 33; Москва, Россия; e-mail: kovalev_v@bk.ru Vigand Anna M., bachelor’s student; Department of psychology; Institute of social engineering, Kosygin Russian state University (Technology. Design. Art); 33 Sadovnicheskaya street; Moscow, Russia Kovalev Viktor V., associate Professor; Institute of Social Engineering, Russian State University named after A.N. Kosygin 33 Sadovnicheskaya street; Moscow, Russia
1. Психология — учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. — М.; СПб.; Н.Новгород : Питер, 2003. 2. Снегирёва Т. В. Методика изучения особенностей личностной саморегуляции // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., сборник трудов АПН СССР. 3. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психотерапия / Пер. с англ. А. Калмыкова и В. Калиненко. — М.: Академический Проект, 2006.