Психология развития

Рубрика: Личностное и профессиональное развитие человека на разных этапах жизни

ПРОЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ 2019–2020 гг.

Авторы: Лозовская Л.А.

Язык:

Русский

Аннотация:

Идентичность личности проходит определенные этапы становления и проявляется в сложных социокультурных ситуациях, таковой стала пандемия 2020 года, когда на переднем фланге борьбы в силу своей профессии оказались как врачи, так и социальные работники. Вместе с тем и они получили обратную связь от пользователей социальных услуг, определенный вклад в проявляющуюся в экстремальных ситуациях идентичность.

Personal identity goes through certain stages of formation. It manifests itself in complex sociocultural situations. Such is the 2020 pandemic. Doctors and social workers are at the forefront of the fight. Therefore, they received feedback from users of social services. The identity of which manifested itself in extreme situations.

Полный текст:
Социальная ситуация конца 2019 — начала 2020 гг. отличается для всего человечества особой сложностью и изменчивостью. Насыщенность и быстрота изменений ситуации приводит многих руководителей социальных структур к пониманию ограниченности во времени для реализации решений, возможностей соразмерности условий и ресурсов. 
Общество ответило на вызовы пандемии по-разному: 
› кто-то смирился с неизбежностью заражения (если заразился премьер-министр М. Мишустин, то кто сможет уберечь нас; да и не только в нашем государстве, даже в Англии…); 
› кто-то достаточно оптимистичен (не все же умирают, надеется на свой иммунитет, дистанцирование, маски, часто сшитые своими руками, и др.), много работает, даже не успевает доделать все намеченное на день (вероятно, этим людям необходимо понимание временной трансспективы как процесса интеграции, базирующемся на образах отражения динамических особенностей психики, переживаниях, осознании и построении концепции времени, мотивационных тенденций, отношении ко времени); 
› но есть и еще одна группа людей, которая в силу профессии и призвания, а также, как выяснилось, веления сердца относится к сложившейся ситуации особенно: приходит на помощь больным, старым, немощным или просто растерявшимся в связи с необычностью окружающего мира. 
С одной стороны, в стране создана система социального обслуживания и главным ее функционалом является социальный работник, но вместе с ней срочно прошла свое становление система волонтерства. Р. Баркер в «Словаре социальной работы» социальное обслуживание характеризует как предоставление конкретных социальных услуг для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других и которые не могут сами о себе позаботиться [1, с. 113]. 
Волонтерство проявило себя как самоорганизующаяся система, в которой превалирует сущностно-деятельностная функция, которая в качестве доминанты выдвинула социальный патронаж и профилактику заболевания, поскольку в ситуации пандемии вряд ли необходима как первоочередная социально-реабилитационная, охранно-защитная и адаптационная составляющие. Но это не значит, что они нивелируются. 
Социальные работники при осуществлении сущностно-деятельностной функции всегда сочетали ее с нравственно-гуманистической (личностно-гуманистической, социально-гуманистической), но сегодня ее чаще осуществляют люди из ближней среды (бывшие коллеги, соседи, сблизившиеся при проведении досуга). Программа «Московское долголетие» изменила свои формы общения, и это огромное подспорье для столичных старожилов, но среди них много не владеющих (в том числе уже не владеющих) компьютером, как же быть с гуманизмом для них? 
Структура социального пространства отражает многомерность пространства Российской Федерации и коррелирует с рядом переменных: 
— отношения в социуме (они резко отличаются в различных регионах, несут на себе проекцию национальных особенностей). Вряд ли необходимо привлечение социальных работников и волонтеров в регионах Кавказа для пожилых родственников, имеющих детей. В ряде хосписов и пансионатов для престарелых в условиях пандемии возникают проблемы, завершающиеся в отдельных случаях трагедиями; 
— занятость населения и безработица (в условиях нахождения в режиме ограничений с сохранением содержания осложняются психологические проблемы, оказывается ослабленным эмоциональный иммунитет, «снимается» фактор эмоциональной новизны и даже физически здоровым людям требуется психологическая поддержка, т.е. социальный работник должен стать психологом, извлечь из своего социально-психологического опыта проблемы и их разрешение, сопоставление с более сложными ситуациями в жизни человечества и страны); безработица — социальное явление, высвечивающее поведение социально не защищенных контингентов (известны случаи нападения на пожилых и слабых с целью завладения денежными средствами и даже едой, в связи с чем возникает необходимость просветительской функции); 
— социальные девиации обостряются в сложных ситуациях, в новых для людей средах (таковой сегодня является информационная, где процветает мошенничество и откровенный грабеж, реклама расцвела пышным цветом и др.). 
Основными факторами, детерминирующими содержание профессиональной деятельности, являются [2, с. 274]: 
› конкретно-исторический тип общества и присущий ему уровень общественных отношений, человеческого сознания (в нашем обществе сохранились традиции взаимопомощи, особенно людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию), многие волонтеры, а тем более социальные работники поняли, что их сознание подсказывает им обязанность помогать слабым, так учили их русские сказки и былины, помогать и любить бабушку и дедушку (не только своего) — предлагали родители, и это осталось, возможно, в подсознании; 
› господствующая в обществе система моральнонравственных отношений, идеалов и ценностей (сегодня проговаривают по радио, телевидению о том, что основная ценность — человек, его жизнь, и на основе этого развивается ценностная сфера социальных работников); 
› особенности профессионально-трудовой деятельности человека на конкретном этапе социального развития (этот этап можно назвать этапом зрелости); 
› специфика деятельности, предъявляющей определенные требования к поведению и действиям, отношениям и личностно-нравственному облику специалистов (деятельность приобретает характер совместной и личностно-ориентированной, а ее исполнитель для успешного ее проведения востребует такие человеческие качества, как сострадание, сочувствие, но вместе с тем не идти на поводу у клиентов, например, при выборе состава продовольственного набора — подбирать не то, что вкусно, а что полезно); специалисты социального профиля и волонтеры отвечают за здоровье и жизнь человека; необходимо прислушиваться к просьбам обслуживаемых до тех пор, пока они не войдут в противоречие с представлениями о действительном благе клиентов (говорили древние, «человек своего счастья не знает»). Наиболее сложным аспектом деятельности социального работника становится взаимодействие и коррекция психики незащищенных контингентов (Н.М. Михайлова, 1996) на основе своих исследований доказала, что пациенты пожилого и старческого возраста с психическими нарушениями посещают поликлиники чаще, чем пациенты этого же возраста без психических расстройств [3, с. 22], а это значит, что и в ситуации пандемии они будут проявлять большую тревожность (к личностной присоединится ситуационная), преодоление которой требует дополнительных усилий. Представьте себе одинокого человека, вынужденно помещенного в ограниченное пространство, наедине со своими мыслями. Приход социального работника для него — единственный краткосрочный контакт. Эти несколько слов издали производят (должны производить социальную терапию, а отдельных случаях и психосоциальную терапию). Таким образом, мы можем констатировать, что в условиях работы с социально не защищенным контингентом социальный работник приобретает: 
› знания и метазнания о том, какие ему еще необходимы; 
› умения как информационные, так и организационные, для того, чтобы «встроиться» в социальную систему; 
› умения интеллектуальные и коммуникативные для того, чтобы выстроить систему общения; 
› самое ценное — социальный опыт, который в динамичной ситуации предоставляет быстро сменяющиеся модели, которые запечетлеваются в сознании и при необходимости будут актуализироваться в новых профессиональных проектах; 
› трансформированные нормы отношений, которые после включения в такую работу обязательно изменятся; 
› меняющиеся ценностные ориентации, которые приобретают социально значимую направленность.
Об авторах:
Лозовская Л.А., 
аспирант кафедры психологии и педагогики ГАУ 
Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы ДТСЗН. 
г. Москва 
e-mail: lusialozovskaya@mail.ru 
Список литературы:
1.	Баркер Р. Словарь социальной работы.— М.: Институт социальной работы, 1994. С. 
2.	Медведева Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы (курс лекций). М.: МГСУ 2002. — 304 с. 
3.	Яцемирская Р.С. Психопатология пожилого и старческого возраста (курс лекций). М.: МГСУ, 2002. — 187 с.