Психология развития

Рубрика: Личностное и профессиональное развитие человека на разных этапах жизни

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ СТРЕССА И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

Авторы: Козлова Юлия Сергеевна, Кляйн Екатерина Олеговна, Ковалев Виктор Вячеславович

Язык:

Русский

Аннотация:

В данной работе рассматриваются понятия стресса и стрессоустойчивости как явления в нейрофизиологическом и психофизиологическом аспектах; отражена взаимосвязь с субъективными особенностями нервной системы индивида; (Козлова Ю.С.; Кляйн Е.О.; Ковалев В.В.)

This paper examines the concepts of stress and stress resistance as a phenomenon in the neurophysiological and psychophysiological aspects; reflects the relationship with the subjective characteristics of the nervous system of the individual; (Kozlova Y.S.; Klein E.O.; Kovalev V.V.)

Полный текст:
Данная проблема в современной литературе освещена достаточно подробно, и тем не менее непосредственная связь стрессоустойчивости с психическим и физическим здоровьем, а также с качеством жизни человека нуждается в дополнительном теоретическом осмыслении. Понятие стрессоустойчивости вытекает из термина стресс. Буквально понятие стресса можно расшифровать как давление или напряжение. Состояние стресса характеризуется нарушением постоянства внутренней среды организма в ответ на воздействие извне, например, физическое или психологическое, а также деформация состояния нервной системы под этим влиянием. Таким образом, стресс - это напряжение, которое может возникать при атипичном или травмирующем воздействии (психологического или физического характера). Сам по себе стресс может быть вызван разными рода причинами. Так, причины могут быть объективными и субъективными. К объективным причинам возникновения стресса можно отнести, например, экономические факторы, условия жизни, чрезвычайные ситуации и т.п. Примером же субъективных причин возникновения стресса может являться невозможность реализации какой-либо потребности. Стрессоустойчивость может определяться как скорость реакции индивида на стрессогенные ситуации, а также насколько легко человек в состоянии переносить различного рода нагрузки (умственные или физические). Другими словами, стрессоустойчивость - это восприимчивость к стрессу, а также, набор качеств, помогающий пережить стресс. Рассмотрим понятие стрессоустойчивости со стороны психофизиологии. В результате ряда исследований была выявлена связь между типом нервной системы и силой стрессоустойчивости. В ходе исследования, выявилось, что люди со слабым типом нервной системы при стрессе средней силы проявляют большую стрессоустойчивость, чем люди имеющие сильный тип нервной системы, однако, когда стресс повышается и достигает высокого уровня стрессоустойчивость падает. В результате, можно сделать вывод, что люди со слабым типом нервной системы имеют склонность хуже переносить стрессогненные ситуации в отличие от людей с сильным типом нервной системы. Помимо типа нервной системы на уровень стрессоустойчивости непосредственно влияет и тип темперамента. Так, в ходе ряда исследовательских работ, было выявлено, что наиболее высокий уровень стрессоустойчивости можно наблюдать у флегматиков и сангвиников. Низкая же стрессоустойчивость характерна для меланхоликов и холериков. В целом, уровень стрессоустойчивости можно определить благодаря некоторым физиологическим проявлениям в реакциях на стресс. Так, при низком уровне стрессоустойчивости, вы можете наблюдать за собой такие симптомы как: невозможность расслабиться, нарушение режима сна и прочие соматические симптомы (боль в голове, дрожь в конечностях, жар, учащенные сердечные сокращения и т.п.). Так что же происходит в мозге человека во время стресса? Изначально, стрессор воспринимается корой как нечто несущее угрозу, после чего сигнал незамедлительно проходит сначала в гипоталамус, а позже и в гипофиз. Где вскоре, специализированные клетки провоцируют выпуск адренокортикотропного гормона, который активизирует работу надпочечников. В конечном счете, надпочечники выбрасывают в кровь человека большое количество гормонов стресса, а именно: адреналин и кортизол, которые призваны адаптировать человека в стрессовой для него ситуации. Эти гормоны имеют свой специфический эффект воздействия на организм. Так, например, адреналин отвечает за появление учащенного дыхания, ускоренную частоту сердечных сокращений, повышение артериального давления, улучшение кровообращения (в частности к мышцам), повышение глюкозы в крови, тонизирование обменных процессов и пр. Кортизол же отвечает за: ускорение обменных процессов, подавление и угнетение воспалительных реакций, блокировку выработки серотонина и дофамина. Действие этих гормонов имеет биологически важное значение и их необходимость состоит в том, что они призваны спасти человека в критической ситуации. Рассмотрим каким же образом и с помощью каких механизмов происходит вовлечение эмоций при стрессе. В центральной нервной системе от главных путей отходят различные нервные ответвления, которые направляются в ретикулярную формацию, а после в промежуточный мозг. После, воспринимаемые события оцениваются в гипоталамусе и лимбической системе (в структурах мотивационно-потребностной сферы). Затем, все имеющиеся сигналы поступают по восходящим путям в кору больших полушарий, где и осуществляется их смысловая интерпретация. Результаты данной интерпретации попадают в лимбическую систему. И если раздражитель опознается как нечто, несущее угрозу, то возникает стимул для стресса (стрессогенная реакция). Во время всего этого времени, раздражитель получает две оценки: от коры больших полушарий (объективная оценка), и от лимбической системы (субъективная оценка) В последнее время все актуальнее становится задача повышения стрессоустойчивости, поскольку в нынешних динамичных условиях жизни это помогает существенно улучшить качество жизни, эффективнее противостоять окружающим нас многочисленным стрессовым ситуациям. Негативное воздействие стресса пагубно влияет на здоровье и провоцирует различные нарушения в различных системах организма, что непосредственно может привести к ухудшению состояния здоровья. Для того, чтобы повысить стрессоустойчивость необходимо комбинировать между собой следующие рекомендации: 
1. вести здоровый образ жизни (в том числе правильное питание и прогулки на свежем воздухе, что способствуют укреплению нервной системы); 
2. здоровый сон. Человек просто не может нормально существовать без полноценного отдыха, когда мы спим, наш организм восстанавливается; 
3. понимать сигналы своего организма (старайтесь задумываться чего именно хочет ваше тело. В большинстве случаев стресс приводит к тому, что человек забывает о себе. Он не задумывается о том, что нужно его телу, и тогда организм дает сбой); 
4. влияние витаминов и микроэлементов на организм (например, витамин D помогает лучше справляться со стрессом); 
5. релаксация и дыхательные упражнения (помогут снять лишнее напряжение). 
При правильном комбинировании данных методик возможно повысить свою стрессоустойчивость в несколько раз. Исходя из вышесказанного, стресс представляет собой естественную адаптивную реакцию организма к напряжению, возникающему во внешней среде, а также к действию экстрастимулов, которые могут быть вызваны разными факторами, в том числе с учебной, профессиональной и производственной деятельностями. В связи с этим, учебный, производственный и профессиональный процессы должны быть оптимизированы в направлении снижения стрессовой нагрузки.
Об авторах:
Козлова Юлия Сергеевна,
студентка бакалавриата; Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство); Малая Калужская ул., 1; Москва, Россия; e-mail: yuluakozlova@mail.ru

Кляйн Екатерина Олеговна,
студентка бакалавриата; Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство); Малая Калужская ул., 1; Москва, Россия; e-mail: klyajn02@bk.ru

Ковалев Виктор Вячеславович,
доцент кафедры психологии; Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство); Малая Калужская ул., 1; Москва, Россия; e-mail: kovalev_@bk.ru
Список литературы:
1. Одинцова М.А. Психология жизнестойкости / М.А. Одинцова. — М.: Флинта, 2015. — http://ppms.edu-penza.ru/documents/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B6
%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%A3%D1
%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5.pdf
2. Роберт Сапольски «Психология стресса» (2019)
3. Бардецкая Я.В., Потылицина В.Ю. «Психология и психофизиология стресса» (2020)