Психология развития

Рубрика: Личностное и профессиональное развитие человека на разных этапах жизни

РАЗРАБОТКА ПОЛИВАРИАТИВНОГО МЕТОДА ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТА

Авторы: Бугасова Е.В., Ковалёв В.В.

Язык:

Русский

Аннотация:

В данном исследовании рассмотрены: а) важность диагностики функционального состояния студента во время учебной деятельности; б) различные методы, применяемые для диагностики функционального состояния; в) влияние физиологических и психологических характеристик на функциональное состояние студента.

This study examines: a) the importance of diagnosing a functional student during academic activities; b) various methods used to diagnose a functional state; C) the influence of physiological and psychological characteristics on the functional state of the student.

Полный текст:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и важность нашего исследования, которое выполнено в предметной области психофизиологии, заключается в том, что мы смогли разработать поливариативный метод диагностики функционального состояния студентов, который может быть использован для организации учебной деятельности как самим студентом, так и руководителями различных программ в высших (средних профессиональных) учебных заведениях. 
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 
1. Функциональное состояние и учебная деятельность 
Функциональное состояние человека (студента) является комплексной характеристикой, отражающей его психофизиологическое состояние, влияющее на эффективность его учебной или профессиональной деятельности. 
Возрастание темпа жизни, большое количество стрессовых ситуаций в учебной деятельности и в социальной сфере, а именно рост интеллектуальных и психоэмоциональных нагрузок привели к необходимости контролировать психологическое здоровье студента для поддержания максимальной эффективности его деятельности. Оптимальное функциональное состояние студента является залогом его успешной и эффективной учебной деятельности. 
2. Поливариативный метод 
По результатам апробации методик диагностики функционального состояния сформирован поливариативный метод его диагностики в процессе обучения студентов, предполагающий три варианта оценки их функционального состояния. 
1.	Самооценка. 
2.	Экспресс-оценка. 
3.	Комплексная оценка. 
«Самооценка» проводится в целях определения студентом своего функционального состояния для определения оптимального времени самоподготовки и отдыха. Данная оценка предполагает проведение диагностики функционального состояния студентом самостоятельно с использованием опросников: «Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности» (далее ДОРС) А.Б. Леоновой, С.Б. Величковской (средняя продолжительность проведения — 4 минуты 19 секунд), «Шкала оценки субъективной комфортности» (далее УСК) А.Б. Леоновой (средняя продолжительность проведения — 1 минута 3 секунды), «Оценка нервно-психического напряжения» Т.А. Немчина (средняя продолжительность проведения — 3 минуты 30 секунд) либо их комбинаций в зависимости от имеющегося времени для проведения самооценки. 
«Экспресс-оценка» проводится в целях диагностики функционального состояния группы студентов (групповая диагностика) для организации эффективного учебного процесса и осуществляется с использованием портативного аппаратно-программного комплекса «БИОТЕСТ 2.0» (далее — «аппарат ФПГ»)(средняя продолжительность проведения — 6 минут) и опросника УСК (средняя продолжительность проведения — 1 минута 50 секунд (с учетом времени инструктажа). Общая продолжительность диагностики функционального состояния по указанному варианту для группы студентов из 10 человек — 1 час 40 минут. 
«Комплексная оценка» осуществляется для оптимизации учебной деятельности студентов и предполагает развернутую диагностику функционального состояниякаждого студента с использованием четырех методик. 
1.	Фотоплетизмография — исследование проводится аппарате ФПГ (средняя продолжительность проведения — 6 минут). 
2.	Биологическая обратная связь — исследование проводится на аппарате «БОС-НЕЙРОКОМФОРТ» (средняя продолжительность проведения — 35 минут). 
3.	ДОРС (средняя продолжительность проведения — 5 минут). 
4.	«Оценка острого умственного утомления» (далее ОУУ) А.Б. Леоновой, Н.Н. Савичевой (средняя продолжительность проведения — 2 минуты). 
Общая продолжительность оценки функционального состояния для одного студента составляет 45 минут. 
3. Корреляционный анализ влияния физиологических и психологических характеристик на функциональное состояние студента 
Проведенный корреляционный анализ взаимосвязи функционального состояния с отдельными психологическими и физиологическими параметрами (характеристиками), использованными для диагностики функционального состояния студентов поливариативных методом, показал, что сильную прямую связь с функциональным состоянием имеют следущие параметры: умственная утомляемость, монотония и Ф-комфорт (характеристика, связанная с реакцией и уровнем реагирования мозга), слабая — пресыщение, стресс и адаптационные возможности, а слабую обратную связь — субъективный комфорт и баланс расхода жизненных сил. Между физическим утомлением и функциональным состоянием студента взаимосвязь практически отсутствует. Результаты расчета приведены ниже в таблице 1. 
4. Эффективность применения поливариативного метода 
Эффективность применения разработанного поливариативного метода напрямую зависит от процедуры проведения субъективных методик в связи с тем, что в ходе диагностики с использованием субъективных методик отдельные студенты дают ответы, которые являются социально желательными, а не объективными, что приводит к некорректным результатам диагностики их функционального состояния. Представляется целесообразным в дальнейшем разработать порядок анонимного проведения диагностики функциональногосостояния студентов с использованием «Экспресс-оценки» и «Комплексной оценки», что позволит получить более точные результаты диагностики их функционального состояния. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Итак, можно заключить, что разработанный поливариативный метод, при проведении его анонимно, имеет важное прикладное значение, поскольку дает возможность сформулировать рекомендации для 
каждого студента по саморегуляции функционального состояния, а также может быть использован для определения оптимальной организации учебного процесса. 


Об авторах:
Бугасова Екатерина Владиславовна, 
студентка бакалавриата, факультет психологии; 
Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
проспект Вернадского, 82; Москва, Россия; 
e-mail: lemikora3000@gmail.com 

Ковалёв Виктор Вячеславович, 
кандидат психологических наук доцент кафедры общей психологии, факультет психологии; 
Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
проспект Вернадского, 82; Москва, Россия; 
kovalev_v@bk.ru 

Bugasova Ekaterina V., 
second year student; Faculty of Psychology, 
Institute of Social Science, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); 
82 Vernadskogo prospect, Moscow, Russia, 119606 

Kovalev Victor V., 
Candidate of Psychological Sciences; Faculty of Psychology, 
Institute of Social Science, Russian Presidential Academy of National Econ
Список литературы:
1.	Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. — М. СПб: Питер, 2005. 
2.	Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., МГУ, 1984. 199 с. 
3.	Медведев В.И. Физиологические принципы разработки режимов труда и отдыха. Л. Наука, 1984, 140 с. 
4.	Хватова М.В. Функциональное состояние человека как интегральная характеристика// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008.