Психология развития

Рубрика: Личностное и профессиональное развитие человека на разных этапах жизни

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА

Авторы: Голованова Е.Е., Сорокина Е.С., Стерлигова О.П.

Язык:

Русский

Аннотация:

В данном исследовании рассмотрены: а) необходимость изучения здоровья обучающихся в современных реалиях; б) влияние табачных изделий на здоровье, успеваемость, финансовое положение обучающихся; в) разработка новых программ для обучающихся с целью улучшения их физического и психологического состояния.

In this study we consider: a) the need to study the health of students in modern realities; b) the impact of tobacco products on the health, academic performance, financial situation of students; c) the development of new training programs for students to improve their physical and psychological condition.

Полный текст:
ВВЕДЕНИЕ 
В последние годы интерес к состоянию здоровья студентов значительно возрос. Здоровье зависит от сложного набора социальных и природных факторов. Человечество вступило в отношения с окружающей средой, которые породили несколько экологических проблем, накопление большого количества врожденных и наследственных заболеваний, связанных с поведением человека. Актуальность исследования обусловлена критическим состоянием духовного и, в большей степени, физического состояния современной молодёжи. Это связано с тем, что среди молодежи распространены негативные модели поведения, которые включают: курение, алкоголизм, употребление наркотических, токсических и психотропных веществ. 
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 
1.	Здоровье и образ жизни человека как основные взаимовлияющие друг на друга факторы. Здоровье является состоянием физического, духовного и социального благополучия, Современные условия интенсификации учебного процесса и связанных с ним процессов приводят не только к функциональным, но и к хроническим нарушениям жизнедеятельности организма человека. Основная задача образовательных учреждений — направить усилия на разработку научно обоснованных рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, а также по рационализации их работы и активного отдыха (Стерлигова О.П., 2018, с. 93). Изучение условий жизни, образовательной деятельности и здоровья студентов, определение механизмов адаптации к изменяющейся среде, поиск путей и методов профилактики заболеваний и коррекция адаптационных процессов — это вопросы, которые требуют анализа и научных решений для сохранения здоровья. интеллектуального потенциала России. В условиях экологического кризиса интерес к изучению закономерностей взаимодействия различных факторов с организмом человека усиливает влияние естественных и промышленных местообитаний на здоровье. Важным фактором здоровья человека является формирование здорового образа жизни. «Окружающая среда и образ жизни являются социально обусловленными явлениями, которые во многом являются как причиной, так и следствием средств и форм жизнедеятельности людей, их образа жизни. Благодаря наследованию влияния внешнего мира передаются и накапливаются по принципу эволюционной эстафеты. В результате процент зависимости здоровья людей от образа жизни значительно возрастает (Сокольская М.В., 2018, с. 89). 
2.	Изучение распространенности курения среди студентов транспортного вуза. Цель данного исследования состояла в выявлении процента обучающихся, употребляющих табачные изделия. Опрос был проведен среди студентов первого курса гуманитарных специальностей. В нем приняли участие 100 респондентов в возрасте 17–19 лет, из которых 70 девушек и 30 юношей. В данном исследовании выборка не является репрезентативной, потому что исследование 
является частью исследовательского проекта дисциплины «Социальная экология». Студенты получили анонимную анкету «Мониторинг табачных эпидемий среди студентов», в которой присутствовали вопросы, выявляющие вредные привычки. Опрос проводился в самом начале обучения студентов в высших учебных заведениях. Исследованием было установлено, что девушки больше подвержены воздействию вредных привычек, чем юноши. Анализ полученных данных показал, что интенсивно курит (более 10 сигарет в день) только одна десятая часть студентов. 
3.	Потребление поливитаминных препаратов среди обучающихся. В настоящее время отмечается рост заболеваемости студентов. Наиболее негативно влияет на здоровье студентов отсутствие физических упражнений, нерациональное питание, вредные привычки. По данным опроса было выяснено, что половина курящих студентов принимает витамины. Необходимо отметить, что большинство молодых людей не употребляют поливитаминные препараты, так как считают, что это пустая трата денег. При курении снижается насыщенность организма витамином С, но молодежь не считает нужным акцентировать на этом внимание. 
4.	Влияние вредных привычек на обучение студентов. Успех в обучении зависит от состояния организма и определяется необходимостью вести здоровый образ жизни и отказаться от вредных привычек. В результате проведенного опроса выяснилось, что 74% студентов считают, что курение не влияет на их образовательную деятельность. В настоящее время медиками, физиологами, психологами накоплена информация, которая свидетельствует о вредном влиянии ядовитых веществ на нервную систему человека. Ядовитые вещества проникают сначала в кровь человека, а через несколько секунд они оказываются в мозге, в результате чего возникает зависимое поведение. Постепенно идет развитие усталости, ухудшение памяти. Во время воздержания от курения в многие отмечали повышенную раздражительность, нестабильные эмоции, вероятно неподобающее поведение. 
5.	Влияние вредных привычек родителей на поведение детей. Доля курящих родителей среди курящих детей составила 41%, а доля курящих родители у некурящих детей — 59%. Пример курения может вызывать у молодых людей как подражание этому примеру, так и резкое его отторжение. Прямой же закономерности между курением родителей и курением студентов не было выявлено в данном исследовании. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
В заключение проведенного исследования можно сделать вывод о том, что большинство студентов курят сигареты, нанося вред своему здоровью. Можем предположить, что вредная привычка у юношей и девушек сформировалась до поступления в высшее учебное заведение, что свидетельствует о низкой культуре по отношению к своему здоровью и организму в целом. Следует отметить, что студенты образуют особую социальную группу, объединенную определенным возрастом, особыми условиями труда и жизни. Для просвещения и здорового образа жизни необходимо внедрить в практику технологии здорового развития, обеспечение соответствия содержания образовательного процесса личностным, интеллектуальным и адаптивным навыкам учащихся. 
Об авторах:
Голованова Екатерина Евгеньевна
направление бакалавриата «Психология управления» 
Российский университет транспорта РУТ (МИИТ)
ул. Образцова 9, Москва, Россия; 
e-mail: novakcastiel06@gmail.com. 

Сорокина Елена Сергеевна
направление бакалавриата «Психология управления» 
Российский университет транспорта РУТ (МИИТ)
ул. Образцова 9, Москва, Россия; 
e-mail: elen_sorokina00@mail.ru 

Стерлигова Ольга Петровна
кандидат биологических наук, доцент кафедры «Психология, социология, государственное и муниципальное управление» 
Российский университет транспорта РУТ (МИИТ)
ул. Образцова 9, Москва, Россия; 
e-mail:sterligova_o@mail.ru 

Golovanova Ekaterina E. 
bachelor’s degree in Psychology of Management 

Sorokina Elena S. 
bachelor’s degree in Psychology of Management

Olga Petrovna S. 
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology, Sociology, 
State and Municipal Management, Russian University of Transport RUT; 
st. Obraztsova 9, Moscow, Russia
Список литературы:
1.	Вайнер Э.Н. К вопросу об основополагающих признаках валеологии / Э.Н. Вайнер // Валеология. — 1997. — №4. — С. 5. 
2.	Сокольская М.В. Образ жизни как фактор профилактики и укрепления здоровья специалистов / М.В. Сокольская, М.Ю. Быков // Сб. матер. Первого Международного научно-просветительского форума «Природа. Человек. Культура» — Кисловодск—Хабаровск—Москва: Издательство «Научный консультант», 2018 — С. 89. 
3.	Стерлигова О.П. Здоровье студента с позиции профессионализма / О.П. Стерлигова // Сб. матер. Первого Международного научно-просветительского форума «Природа. Человек. Культура» — Кисловодск—Хабаровск—Москва: Издательство «Научный консультант», 2018 — С. 93.