Психология развития

Рубрика: Личностное и профессиональное развитие человека на разных этапах жизни

СТУДЕНЧЕСКИЙ СТРЕСС КАК ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Авторы: Плиев Хас-Магомед Микаилович, Ковалев Виктор Вячеславович

Язык:

Русский

Аннотация:

Проблематика стресса и негативных психологических состояний и преодоление их человеком
в процессе своей профессиональной деятельности в последнее время привлекает все большее и большее внимание специалистов самых разных областей знания. Особого внимания в этом контексте заслуживает изучение стресса на ранних стадиях формирования специалиста с высшим образованием, в частности — в студенческие годы. В рамках данной работы было проведено эмпирическое исследование взаимосвязи между субъективными и объективными оценками функционального состояния, которое было проведено при помощи объективных (аппаратурных) методик исследования функционального состояния и субъективных методик (психологических опросников), что обеспечило научную достоверность полученных результатов, в частности танатотерапию.

The problem of stress and negative psychological states and their overcoming by a person in the course of his professional activity has recently attracted more and more attention of specialists in various fields of knowledge. In this context, special attention should be paid to the study of stress in the early stages of the formation of a specialist with a higher education, in particular, in his student years. Within the framework of this work, an empirical study of the relationship between subjective and objective assessments of the functional state was carried out, which was carried out using objective (hardware) methods for studying the functional state and subjective methods (psychological questionnaires), which ensured the scientific reliability of the results.

Полный текст:
Стресс уже давно стал частью жизни современного человека. Данное понятие было введено в научный лексикон канадским ученым Г.Селье, который исследовал неспецифическую универсальную реакцию организма на экстремальные внешние воздействия. Поэтому первоначально феномен стресса получил название «общий адаптационный синдром». Впоследствии данное явление получило название «стресс», как отражение давления внешней среды на организм (Селье Г. 1979).
Т.А. Серебрякова в своей работе (2007) показала, что «изучением различных аспектов феномена стресса занимались такие ученые как Г. Селье (теория классического стресса), Павлов И.П. (теория экспериментально невроза), Э. Гелгорн, В. Кэнон (роль нервной системы в формировании адаптивных реакций организма в условиях стресса), Р. Лазарус (когнитивная теория психологического стресса), Л.А. Орбели (прямое влияние нервной системы на обмен веществ в тканях)» (Щербатых Ю.В. 2012).
По мнению Ю.В. Щербатых, «анализ понятия «стресс» в научной литературе дает возможность
выделить основные направления исследования данной проблемы:
1. стресс как проблемная ситуация или ее характеристики, которые требуют дополнительной мобилизации и изменений в поведении человека;
2. стресс как состояние, которое объединяет большое количество физиологических и психологических явлений;
3. стресс как негативные последствия пережитых человеком острых переживаний, которые нарушают дееспособность и здоровье человека» (Щербатых Ю.В., 2012).
Современная психологическая наука разграничивает понятия «физиологический стресс» и «психологический стресс». Физиологический стресс — это стресс, возникающий под воздействием внешних факторов, к которым относятся температура, боль, голод. Психологический стресс — состояние, возникающее, когда человек
воспринимает ситуацию, в которой находится как сложную, угрожающую, что вызывает появление
таких эмоций как тревога, страх, гнев и т.п. Физиологический стресс может сопровождаться психологическими изменениями, поскольку организм является единой системой и воздействие на одну
его составляющую оказывает влияние и на другие системы (Китаев-Смык Л.А.,2009)
Разновидностью психологического стресса является информационный стресс, который связан с стрессогенным воздействием различных параметров информации, а в частности — большим объемом информации, ее неопределенностью, новизной, текучестью (быстрой сменой одной информации другой), что приводит к высокому напряжению и перегрузке всех когнитивных систем человека. Особенно ярко информационный стресс
проявляется в современном мире, который в значительной степени основан на получении и переработке информации. Также информационный стресс является постоянным фактором не только профессиональной деятельности специалистов информационной сферы, но и учебной деятельности студентов (Матюшкина Е.Я., 2020).
Еще одной концепцией, кроме информационного стресса, которая необходима для понимания специфики стрессов в студенческой жизни является концепция социального стресса, которая активно развивается в зарубежных исследованиях. Тему стресса, его причин и проявлений давно и широко изучают не только медики, но и ученые в области социальных наук. Стресс — комплексное явление.
Для его изучения важно не только то, какое влияние оказывают стрессовые ситуации на организм
индивида, но и различия основных стрессоров и социальных факторов, вызывающих их. Одним из ведущих ученых, проводивших исследования социального стресса, является Леонард Перлин (Pearlin, L., Menaghan, E., Lieberman, M., & Mullan, J., 1981) в своей классической работе «Процесс стресса» он анализирует механизм стресса и показывает стресс как комбинацию трех главных аспектов: источников стресса, посредников стресса и проявлений стресса. В поисках источников стресса больше внимания уделяется различным жизненным событиям и хроническому напряжению, влияние на протекание стресса социальной
поддержки и др.
Стресс становится все более глобальной проблемой особенно среди студентов и негативно сказывается именно на их жизни и здоровье (Аракелов Г.Г., Аршинова В.В., Жданова Г.E., 2008).
Возникновению стрессов в студенческой жизни способствуют не только учебная перегрузка,
но и такие факторы как низкий социальный статус, слабое материальное положение, зависимость
от родителей, психологическое напряжение, вызванное системой оценивания знаний и др.
Характерными для студенческого периода является повышенная эмоциональная чувствительность, высокая дифференцированность эмоциональных реакций, средств выражения психических состояний, повышенный сознательный самоконтроль и одновременно несформированность системы саморегуляции, немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, что при неблагоприятных условиях может приводить к деструктивным последствиям и неадекватному поведению. В зависимости от переживания и закрепления определенного знака эмоций, чувств и психических состояний, учебно-познавательная деятельность и личностное развитие студента могут затормаживаться, деформироваться, дезорганизовываться или, наоборот, интенсивно развиваться, активизироваться, способствовать использованию в полной мере его ресурсов и способностей, что приводит к формированию соответствующих личностных новообразований, свойств, закреплению определенных форм реагирования и моделей учебного поведения (Щукина Е.Г., 1998).

Разнообразие психических состояний требует их группировки. Коротко остановимся на основных подходах по классификации психических состояний. Психические состояния могут быть распределены по доминирующим компонентам психической сферы (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и т.п.), по сфере ведущей деятельности (игровые, учебные, трудовые, спортивные, экстремальные и т.п.), по выраженности личностных свойств, по влиянию на личность (положительные, отрицательные, стенические и астенические), по степени длительности (кратковременные, долговременные, затяжные и т.п.), по степени напряжения, по степени осознания субъектом, по степени глубины (глубокие, поверхностные) и др. (Левкин В.E., 2006) Повседневная жизнь студентов наполнена большим количеством стрессоров, как острых, так и хронических, что может отображаться и на учебном процессе, и на успеваемости, и на любой другой деятельности вне учебного заведения. В частности, из-за нервозности, вызванной учебным процессом, студенты теряют мотивацию к обучению в целом и к будущей профессии в частности. Проблемы в семье, в личной жизни, проблемы с учебой или поиском работы и проблемы со здоровьем - это все может быть последствиями пережитого стресса в студенческом возрасте. Это дает основания утверждать о негативных последствиях учебного стресса в кумулятивном смысле, то есть о возможном влиянии учебного стресса на дальнейшую жизнь студентов и их дальнейшую социализацию (Аракелов Г.Г., Аршинова В.В., Жданова Г.E., 2008). Факторами, которые приводят к появлению стресса в учебной деятельности, считают нарушение режима сна, повышение интеллектуальной нагрузки, эмоциональные переживания, уменьшение интенсивности двигательной активности, а также личностные факторы такие как, например, уровень тревожности. Современные ученые отмечают, что ожидания экзамена и психологическое напряжение, связанное с ним, проявляются у студентов в виде различных форм: страх перед экзаменатором, переживания из-за ожидания получения отрицательной оценки за экзамен и т.д. Эти поведенческие проявления сопровождаются активными вегетативными реакциями. Проблема негативного влияния экзаменационного стресса на учебную деятельность привела к развитию диалога среди ученых о целесообразности проведения экзаменов и замены такой формы контроля знаний (Локтева С.А., 2009) Таким образом, исследование негативных психических состояний в период обучения студентов является актуальным проблемным заданием, которое требует применения системного подхода при исследовании особенностей развития указанных состояний с учетом их различных взаимосвязей, образующих соответствующие комплексы. Исследование негативных психических состояний студентов в процессе обучения невозможно без учета их взаимосвязей в комплексе объективных оценок стресса и его субъективных переживаний.  Материал и методы исследования В исследовании использовались следующие объективные и субъективные методы исследования: Портативный аппаратно-программный комплекс «БИОТЕСТ 2.0», с помощью данной методики измерялся актуальный уровень стрессу у студентов и состояния вегетативного тонуса. В качестве бланковых психодиагностических методик были подобраны методики опросник САН: самочувствие, активность, настроение (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников); методика HADS (Госпитальная шкала тревоги и депрессии HADS (Thehospital Anxietyand Depression Scale, авторы: Zigmond A.S., Snaith R.P.) Статистическая методы обработка данных проводилось с помощью Т-критерия Вилкоксона для изучения сдвига показателей функциональных состояний под влиянием стресса, коэффициент корреляции р-Спирмана - для установления взаимосвязи между объективными и субъективными оценками функциональных состояний.  Эмпирическая база исследования. Исследование было проведено на базе студенческой выборки РАНХиГС. В исследовании приняли участие 30 студентов в возрасте 18-20 лет.Исследование проводилось в два этапа, первый этап проходил в межсессионный период, второй этап в период сессионный.  Анализ и обсуждение результатов исследования. Рассмотрим показатели фотоплетизмограммы на разных этапах диагностики стресса. Индивидуальные результаты испытуемых приведены в приложениях 3-6.

Сравнение показателей ФПГ-стресс до сессии
и во время сессии
ФПГ-стресс
До сессии 102,33
Во время сессии 152,67
Значимость различий
по Т-Вилкоксона p 
Об авторах:
Плиев Хас-Магомед Микаилович,
студент специалитета; Факультет психологии; Институт общественных наук; РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; проспект Вернадского, 82; Москва, Россия; e-mail: pliev.khasmagomed@mail.ru

Ковалев Виктор Вячеславович,
кандидат психологических наук, доцент кафедры Общей психологии; Факультет психологии; Институт общественных наук; РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; проспект Вернадского, 82; Москва, Россия; e-mail: kovalev_v@bk.ru
Список литературы:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аракелов Г.Г., Аршинова В.В., Жданова Г.E. Стресс-факторы, влияющие на формирование
психосоциальной устойчивости личности в период студенчества. Психологическая наука и образование, 2008, № 2, с. 52–60.
2. Гаранян Н.К., Холмогорова А.Б., Евдокимова Я.Г., Москова М.В., Войцех В.Ф., Семикин В.И. Пре-
дэкзаменационный стресс и эмоциональная дезадаптация у студентов младших курсов. Социальная и клиническая психиатрия, 2007, № 17 (2), 38–42.
3. Гасанова Р.Р. Стрессовые ситуации студентов в процессе обучения в вузе. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2015, с. 212–214.
4. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. — М.: Академический Проект, 2009. — 943 с.
5. Матюшкина Е.Я. и др. Профессиональный стресс и профессиональное выгорание у медицинских работников // Современная зарубежная психология. — 2020. — Т. 9. — №. 1. — С. 39–49.
6. Левкин В.E. Психические состояния. — М: Общество с ограниченной ответственностью Издательство ЮРАЙТ, 2019. — 231 с.
7. Локтева С.А. Развитие личности и адаптация в студенческой среде // Научный журнал НПУ имени М.П. Драгоманова. Серия №12. Психологические науки: Сб. научных трудов. — М .: НПУ имени М.П. Драгоманова, 2009. — №24 (48) 372 с. — с. 78 — 82.
8. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979. — 126 с.
9. Серебрякова Т.А. Психология стресса: Учебное пособие. — Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. — 143 с.
10. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб .: Питер, 2012. — 256 с.
11. Щукина Е.Г. Эмоциональная неустойчивость как ведущий фактор формирования дезадаптивного поведения студентов: автореф. дисс. … канд. психол. наук / Е. Г. Щукина. — М., 1998. — 22 с.
12. Pearlin, L., Menaghan, E., Lieberman, M., &Mullan, J. (1981). The stress process. Journal of Health and Social Behavior, 22(4), 337–356. DOI: https://doi. org/10.2307/2136676