Психология развития

Рубрика: Личностное и профессиональное развитие человека на разных этапах жизни

ФОРМИРОВАНИЕ ДОМИНАНТ НА ФОНЕ ЦИФРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ. THE FORMATION OF A DOMINANT OF THE DIGITAL ADDICTION

Авторы: Козлова Л.В., Ковалёв В.В.

Язык:

Русский

Аннотация:

В данной публикации рассмотрены: а) цифровая зависимость; б) доминанта; в) информационная, интернет-, гаджет-аддикции; г) симптомы интернет-зависимости; д) работа дофаминергической системы при аддикциях.

In this publication, we consider: a) digital addiction; b) dominant; c) information, Internet, gadget addictions; d) diagnostic criteria for internet addiction; e) the work of the dopaminergic system in addictions.

 

Полный текст:
ВВЕДЕНИЕ 
Актуальность данного исследования обусловлена тотальным влиянием Интернета и других подобных технологий на все сферы жизни человека. Одним из условий нормальной жизнедеятельности человека является непрерывная информационная связь с социальной средой. Влияние на физическое и психическое здоровье человека оказывают постоянный информационный контакт с внешней средой или его отсутствие, объем, структура, подача, содержание получаемой и обрабатываемой информации. В связи с этим увеличилось число случаев психических расстройств, уровень стресса, развились новые типы аддикций: компьютерная зависимость, интернет-зависимость, информационная зависимость, гаджет-аддикция, цифровая зависимость, которая обобщает все ранее перечисленные зависимости. 
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 
1. Общее представление о цифровой зависимости 
Понятие «цифровая зависимость» представляет собой избыточное использование цифровых технологий. Проведенное учеными Калифорнийского государственного университета исследование указало на наличие психологической зависимости в результате чрезмерного использования мобильных устройств. Опрошенные студенты отмечали наличие большего беспокойства, если их лишают возможности использования устройства во время тестирования. В частности, так называемые тяжелые пользователи чувствовали себя намного хуже, чем определённые к категории «легкие пользователи». Это стало подтверждением факта существования цифровой зависимости [5]. Психологом К. Янгом и психиатром И. Голдбергом было проведено исследование интернет-зависимости, напрямую взаимосвязанной с цифровой зависимостью [1]. Психологи связывают чрезмерное использование цифровых устройств с изменением личностных характеристик, считают симптомом цифровой зависимости создание параллельной реальности, а затем ослабление связи с окружающими. В особенности это прослеживается у детей и подростков. При активном использовании цифровых устройств у них снижается способность понимать эмоции, которая является основой успешной коммуникации. Цифровые зависимости, по результатам нейрофизиологических исследований, врачи также связывают с ухудшением здоровья [3]. 
2. Симптоматические критерии и нейрофизиологическое влияние цифровой зависимости 
Аддикции от информации, Интернета, цифровых устройств напрямую взаимосвязаны между собой. Из этого следует схожесть симптомов данных типов зависимостей. Рассмотрим их на примере симптоматики интернет-адикции, составленной группой китайских учёных. В её основу легли критерии DSM-5 для химической зависимости. Критерии диагностики объединены в три группы: симптоматические критерии, клинически значимые критерии нарушений и временные критерии. В группе симптоматических критериев выделяются два обязательных критерия (озабоченность Интернетом и симптомы отмены) и дополнительные. Среди них толерантность, неудачные попытки контроля времени или прекращения пользования Интернетом, потеря интереса к предыдущим увлечениям, взаимосвязь настроения и использования Интернета и т.п. «Клинически значимые критерии нарушений связаны с функциональными нарушениями: снижение социальной, научной, учебной, производственной активности. Временной критерий: продолжительность интернет-зависимости составляет более 3 месяцев при использовании Интернета от 6 и более часов в день» (Егоров А.Ю., 2015). При сопоставлении данных критериев с другими видами аддикций можно заметить их аналогичность относительно использования и гаджетов, и Интернета, и в целом потребления информации посредством цифровых устройств. 
Вышеперечисленные признаки позволяют провести аналогию между цифровой и вещественной зависимостью. Нейространсмиттер дофамин представляет собой химическое соединение, выполняющее роль внутреннего подкрепления и представляет собой систему вознаграждения мозга, способствующую развитию чувства удовольствия, влияя тем самым на мотивационную сферу, учебную деятельность и деятельность вообще, тем самым участвуя в формировании доминант, связанных с ними условных рефлексов, а также процессов возникновения и торможения условных рефлексов. Недостаточность дофаминергической передачи приводит к замедлению когнитивных процессов. При избытке нейромедиатора мозг адаптируется к искусственно повышаемому уровню дофамина, производя меньше гормона и снижая количество рецепторов «системы поощрения». При длительной зависимости возможно нарушение систем, с которыми связана дофаминергическая система мозга. 
Нарушение работы ГАМК может приводить к апатичности, невнимательности, рассеянности, частым неврозам. При нарушении работы ацетилхолина могут наблюдаться серьезные нарушениях памяти, а также различные двигательные расстройства. Прогрессирующая виртуальная аддикция нарушает работу таких систем, как серотонин и мелатонин, следствием чего является развитие депрессий, возникновение чувства беспокойства, нарушение сна, возникновение навязчивых состояний, потеря аппетита, ухудшение перцептивных и когнитивных процессов, развитие агрессивных состояний. При использовании цифровых устройств работает дофаминергическая система, субъект получает удовольствие. При прекращении контакта аддикт, не получая «вознаграждения», чувствует психологический дискомфорт. Чем дольше воздержание от использования цифровых устройств, тем выше напряжение и желание туда погрузиться. 
3. Формирование доминанты на основе цифровой аддикции 
В результате таких нейрофизиологических изменений происходит формирование определённых условных рефлексов, в основе которых лежит принцип доминанты, описанный А.А. Ухтомским. «Доминанта — очаг возбуждения, который существует в головном мозге в связи с какой-либо мотивацией» (Ухтомский А.А., с. 39). Основные свойства доминантного очага, названные Ухтомским: повышенная возбудимость, стойкая продолжительность по времени очага возбуждения, способность доминантного очага суммировать различные внешние раздражители, одновременное расположение очагов в коре и подкорке головного мозга, преобладание доминанты в конкретный момент времени [4]. Для страдающего цифровой зависимостью человека данные свойства отражаются в симптоматике, описанной выше. 
Рассмотрим формирование доминанты при цифровой зависимости на основе когнитивных потребностей человека. Популярные интернет-ресурсы характеризуются краткостью, яркой подачей и разнообразностью информации, что активно стимулирует кору головного мозга и способствует образованию различных нервных центров. На психическом уровне это вызывает положительные эмоции, связанные с ложным удовлетворением когнитивных потребностей. В современных реалиях человек с помощью цифровых устройств имеет неограниченный доступ к «простой» информации, которая легко вызывает возбуждение нервных центров, на их основе формируется доминанта. Мобильные устройства вызывают стойкую тягу к использованию, что и является зависимостью. Как следствие, создается ложное впечатление эрудированности, т.к. есть возможность в любой момент почерпнуть необходимую информацию за короткий промежуток времени. Сформированная доминанта способна к торможению процессов, не участвующих в процессе разрешения. Во время использования цифровых устройств аддикт теряет счет времени, не реагирует на окружающую его среду, снижается уровень ответственности и отзывчивости к просьбам других людей, которые отдаляют его от удовлетворения потребности в использовании гаджета. Желание утоления чувства информационного голода доминирует над остальными процессами. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
А.А. Ухтомский отмечает, что «если сложилась доминанта, ее не преодолеть словами и убеждениями, — она будет ими только питаться и подкрепляться». Способами борьбы с отрицательными доминантами является замещение доминанты отрицательной на доминанту положительную. Таким образом, следует заменить отрицательную доминанту на социально приемлемые аддикции, такие как работоголизм, спортивные аддикции, аддикция отношений и др. 
Об авторах:
Козлова Лидия Владимировна, 
студент, кафедра психологии; 
Институт социальной инженерии Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина (РГУ им. А.Н. Косыгина), 
ул. Садовническая, 33, стр.1; Москва, Россия; 
e-mail: lidacikwab@yandex.ru 

Ковалёв Виктор Вячеславович, 
доцент; кандидат психологических наук, кафедра психологии; 
Институт социальной инженерии Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина (РГУ им. А.Н. Косыгина); 
ул. Садовническая, 33, стр.1; Москва, Россия; 
e-mail: kovalev_v@bk.ru

Kozlova Lidia V., 
student, Department of Psychology; 
Institute of Social Engineering, Russian State University named after A.N. Kosygin (RSU them. A.N. Kosygin); 
st. Sadovnicheskaya, 33, p. 1, Moscow, Russia 

Kovalev Viktor V., 
Assistant professor, Candidate of Psychological Sciences, Department of Psychology, 
Institute of Social Engineering, Russian State University named after A.N. Kosygin (RSU them. A.N. Kosygin); 
st. Sadovnicheskaya, 33, p. 1; Moscow
Список литературы:
1.	Андреева Л.С. Подходы к изучению цифровой зависимости/Человеческий капитал и профессиональное образование. — 2017. — №2(22). — с. 48—54. 
2.	Егоров А.Ю. Современные представления об интернет-аддикциях и подходах к их коррекции // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2015. — № 4(33). — C. 4. 
3.	Карпова Е.Е. Теоретический анализ понятия «цифровая зависимость» в зарубежных исследованиях // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. — 2017. — №4. — с. 111—114. 
4.	Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939. — СПб.: Питер, 2002. — 448 с. 
5.	Cheever Nancy A., Rosen Larry D., Carrier L. Mark and Chavez Amber. Out of Sight is Not Out of Mind: The Impact of Restricting Wireless Mobile Device Use on Anxiety Levels Among Low, Moderate and High Users // Computers in Human Behavior. — 2014. — No. 37. — P. 290—297.