Психология развития

Рубрика: Психология профессионального образования и подготовки человека

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ: ДАЙДЖЕСТ ОНЛАЙНКУРСА ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Авторы: Гагарин А.В.

Язык:

Русский

Аннотация:

Интерактивный курс «Концепции современного естествознания» был разработан для студентов специалитета «Психология служебной деятельности» и апробирован в 2019/20 учебном году в формате дистанционного (онлайн) обучения. В содержательной части курса отражён взгляд на актуальные вопросы развития современных естественнонаучных направлений и трендов. Информация адресована студентам и преподавателям высших учебных заведений. Полная версия курса в онлайн представлена на сайте Ecological development (2020). В 2020/21 учебном году предполагается реализация курса в смешанном (очно-дистанционном) формате. В предлагаемой публикации приводится дайджест (структура, тематика, технологические формы) данного курса.

Interactive course «Concepts of modern science» Developed for students of the specialty «Psychology of service activities». It was tested in the 2019-20 school year in the format of e-learning. In the content: topical issues of the development of modern natural sciences and trends. The information is addressed to students and teachers of higher educational institutions. The full version of the course is online on the Ecological development website (2020). In 2020-21, a course is planned in a mixed (full-time and distance) format. The article provides the digest (structure, subject, technological forms) of this course.

Полный текст:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00322  («Поликультурное проектирование экологического развития личности в цифровом образовании»).

1. УЧЕБНЫЕ ДИАДЫ И ТЕМЫ 
Дисциплина построена в формате девяти последовательных учебных диад (две пары, 4 часа). Первая диада — вводная, предполагает актуализацию в учебной дисциплине. Предпоследняя (восьмая) — итоговая рефлексия. Каждая из шести основных диад тематически посвящена одному из современных трендов развития естественнонаучного знания в рамках той или иной естественнонаучной парадигмы. 
1 
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00322 («Поликультурное проектирование экологического развития личности в цифровом образовании»). 
Диада № 1 
Естествознание и естественные науки: природа, познание и наука; научное знание о природных явлениях, его происхождение и развитие, парадигмы естествознания, современные направления его развития. 
Диада № 2 
Сущность живого, проблема происхождения и эволюции жизни, концепции эволюционизма в науке, происхождение и филогенез человека (эволюционная парадигма в естествознании). 
Диада № 3 
Биологические предпосылки социального поведения: концепции социобиологии (коэволюционная парадигма в естествознании) 
Диада № 4 
Мозг и познание: универсальные когнитивные процессы и «картина мира«; когнитивные концепции и теории развития человека (когнитивная парадигма в естествознании) 
Диада № 5 
Индивид, среда, поведение: человек как природный индивид, концептуальные схемы «организм — среда», «человек — природа» (натурализм в естествознании, инвайронментальная парадигма). 
Диада № 6 
Генотип, среда, развитие: формирование индивидуальности человека (межиндивидуальная вариативность) в онтогенезе (нейроконструктивизм и генно-средовая парадигма в естествознании). 
Диада № 7 
Человек в Природе и Обществе (социогенез): экологические проблемы, ценность человеческой жизни, искусственный интеллект: естественнонаучная интерпретация проблемы (парадигма «общечеловеческого» в естествознании). 
Диада № 8 
Современные проблемы и тенденции развития естественнонаучного знания (учебная конференция по итогам выполнения групповых проектов). 
Диада № 9 
Аттестация: итоговый контрольный тест, зачет по рейтингу. 
2. СОДЕРЖАНИЕ 
Диада № 1 
Преамбула: «Для того чтобы значение и строение современных концепций естествознания было понятно, необходимо прежде всего выяснить, что такое наука в целом, какова ее структура, что и как изучает естествознание…» (Брызгалина Е.В., с. 6). 
«7 вопросов — 7 ответов»: 
— 
Что есть «Природа» и «Знание» о Природе (естествознание)? 
— 
Что есть «Наука»: знание и познание; цель и результат; субъект и средства? 
— 
Что понимается под современными «жанрами» научного стиля? 
— 
Что есть «научный метод» (наблюдение, эксперимент)? 
— 
Каковы формы и функции научного (естественнонаучного) знания? 
— 
В чем отличие науки от других сфер деятельности человека? 
— 
В чем общее и особенное естественнонаучных и гуманитарных дисциплин? 
— 
Психология как естественная наука: в чем общее и частное? 
Диада № 2 
Преамбула: «… определенную позицию в проблеме сущности жизни можно занять только в зависимости от решения вопроса о происхождении и, наоборот, принятие конкретной концепции, описывающей происхождение жизни, предопределяет выделение сущностных характеристик жизни.» (Брызгалина Е.В., с. 121). 
«7 вопросов — 7 ответов»: 
— 
Каковы концепции происхождения жизни (на примере креационизма)? 
— 
Каковы концепции происхождения жизни (на примере самозарождения)? 
— 
Каковы концепции происхождения жизни ( «живое от живого» + панспермия)? 
— 
Каковы концепции происхождения жизни (на примере биохимической эволюции)? 
— 
Каковы нерешенные вопросы и проблемы биохимической эволюции? 
— 
Каковы возможные пути возникновения жизни (иные модельные подходы)? 
— 
Как понимается сущность жизни в естественных науках, и в чем отличие живого от неживого? 
Диада № 3 
Преамбула: «… Биология превращается в лидера естествознания, активное внедрение ее данных и подходов в социогуманитарное знание создает впечатление, что на фундаменте естественно-научных представлений может быть выстроена новая интегративная наука о человеке, могут быть синтезированы данные о биологии человека с данными о специфике его социального существования.» (Брызгалина Е.В., с. 121). 
«7 вопросов — 7 ответов»: 
— Каково «социальное отражение» биологической стороны морфологии и функционирования организма? 
— 
Какие составляющие биологического развития индивида значимы для формирования личности и индивидуальности? 
— 
Возможно ли, и если да, то как описать (объяснить) психологические особенности человека в категориях, понятиях и в связи с явлениями нейрофизиологии? 
— 
Как проявляются такие особенности в соотношении с морфологией и функциональной организации мозга? 
— 
Что значит «вегетативные влияния» и «биоритмология», и как это предопределяет особенности поведения человека? 
— 
Проявляют ли «себя» в поведении конституциональные различия (конституционология), и если да, то как именно? 
— 
Каково соотношение биологического и социального в концепциях социобиологии? 
Диада № 4 
Преамбула: «… Стремление идти в ногу со временем при изучении когнитивной нейробиологии очень схоже со стремлением оседлать на серфинге Большую волну около пляжа Вайкики. От постоянного появления новых фактов в этой области становится захватывающе интересно и немного страшно. И все же мы продолжаем взбираться на наши умственные доски для серфинга, чтобы поймать набегающую волну этого все усложняющегося научного знания. .» («Мозг, познание, разум …», 2014, с. 14). 
«7 вопросов — 7 ответов»: 
— 
Что есть познание, и какова его роль в развитии психики и поведения? 
— 
Что есть чувственное познание (ощущение, восприятие), и какова его роль в формировании опыта познания, картины мира? 
— 
Существуют ли индивидуальные особенности когнитивных стилей и стратегий, принятия решений и адаптивного поведения в ситуациях неопределенности? 
— 
В чем «универсальность» внимания, памяти, воображения, и в чем их специфика? 
— 
Какова роль внимания и бдительности в психике и поведении? 
— 
В чем специфика требований к показателями памяти в прогнозировании успешности интеллектуального поведения? 
— 
Возможно ли управлять своим познанием …? 
Диада № 5 
Преамбула: «… Окружающая среда (среда окружения, environment) … понимается как полный, «исчерпывающий набор условий и обстоятельств, в которых живет человек, как физических, так и социокультурных» (Дж. Голд, 1990). Эти условия могут способствовать или препятствовать самореализации личности, будучи включенными в многомерный мир человека или оставаясь за его пределами и составляя не просто «фон», но основу, на которой развертывается процесс самореализации. Проблемы взаимодействия человека и среды принадлежат особой отрасли психологической науки, которая, будучи междисциплинарной по своему характеру, пытается охватить системные взаимосвязи человека и его окружения. (Психология среды …, 2020). 
«7 вопросов — 7 ответов»: 
— 
Индивид, среда, поведение — как это соотносится? 
— 
Как влияет среда (и какая среда) на поведение животного (включая человека)? 
— 
Какова роль среды в развитии человека как индивида, как личности? 
— 
Психологическое разнообразие — свойство всех животных, включая человека — зачем это изучать? 
— 
Каковы предыстория, этапы, предпосылки развития данной проблемы в современной науке? 
— 
Каковы источники знаний о межиндивидуальной вариативности? 
— 
Среда, личность, индивидуальность — как это соотносится? 
Диада № 6 
Преамбула: «… научный разговор о человеческой индивидуальности подразумевает сосредоточение на факторах становления индивидуальности: генами или средой определяется формирование конкретных признаков человека? Каковы пределы изменений средствами образования и воспитания заложенных природой особенности индивида? . .» (Брызгалина Е.В., с. 326). 
«7 вопросов — 7 ответов»: 
— 
Как связаны процессы социализация и индивидуализация в онтогенезе и что понимается под концепциями (парадигмой) нейроконструктивизма? 
— 
Что такое предикторы развития и какие факторы среды могут выступать «ограничителями» в развитии? 
— 
Что означает понятие «генотип-средовое взаимодействие»? 
— 
Что такое «эпигенез»? 
— 
Как соотносятся нормативное и индивидуальное в психическом развитии? 
— 
Каково значение лонгитюдного исследования и близнецового метода в психогенетике? 
— 
Каков состав общей и индивидуальной среды? 
Диада № 7 
Преамбула: «… История человечества и история Земли — это, по словам Герцена, две главы одного романа, две фазы одного процесса. Но сегодня история Земли все более зависит от истории человечества, определяется ею и находится под угрозой закончиться …» (Брызгалина Е.В., с. 231). 
«7 вопросов — 7 ответов»: 
— 
Экологические проблемы: в чем ее актуальность вообще и в естественных науках в частности и что мы понимаем под прагматическим отношением человека к природе? 
— 
Эволюционное, историческое развитие человечества и «экологический кризис» — как это соотносится? 
— 
Будущее человечества: «культура разъединения» и/или «культура объединения» (глобализация и демография)? 
— 
Что такое этика и почему данное направление в философии, науке и практике жизни следует соотнести с научной парадигмой «общечеловеческого»? 
— 
С чем связаны необходимость введения термина «биоэтика» в естественнонаучном знании и современные биоэтические дискуссии? 
— 
Почему необходимо на постоянной основе контролировать исследовательскую деятельность в области биомедицины, в частности — эвтаназии, трансплантологии, медицинского экспериментирования с человеком. генодиагностики, генной терапии, … ? 
— 
Будущее человечества: эволюционное, экологическое развитие и/или искусственный интеллект? 
Диада № 8 
Тематика учебно-исследовательских проектов по темам: 
— 
«Современные проблемы и тенденции развития естественнонаучного знания» 
— 
Природа, познание и наука: естественнонаучные парадигмы и современные направления их развития. 
— 
Эволюционизм в науке: сущность и особенности эволюционной научной парадигмы. 
— 
Биологические предпосылки социального поведения: о концепциях социобиологии в естественных науках. 
— 
Мозг и познание: сущность и особенности когнитивной научной парадигмы. 
— 
Индивид — среда — поведение: натурализм в естественных науках и инвайронментальная научная парадигма. 
— 
Генотип — среда — развитие: нейроконструктивизм и генно-средовая научная парадигма. 
— 
Человек в Природе и Обществе: научная парадигма «общечеловеческого» (экология, биоэтика, искусственный интеллект). 
Диада № 9 
Итоговые аттестационные мероприятия по курсу. 
3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРМАТ 
Диада № 1 
А. Лекция-беседа: «Наука как форма познавательного отношения человека к действительности» (работа с опорной презентацией, опорным «сигналом», рекомендуемым материалом для подготовки к завершающей экспресс-дискуссии «Совместима ли психология и естественнонаучная парадигма?») 
Б. Лекционно-практическое занятие: «Психология как естественная наука» (работа с рекомендуемым видеоматериалом с использованием специальных ресурсов для онлайн-обучения). 
В. Обучающий онлайн-тест «Психология как естественная наука» (включая вопросы для самопроверки). 
Диада № 2 
А. Лекция-семинар: «Сущность живого и проблема происхождения, отличие живого от неживого» (работа с опорной презентацией, опорным «сигналом» и «включенным» обсуждением вопросов семинара «Решена загадка происхождения жизни на Земле?»). 
Б. Лекционно-практическое занятие: «Концепции происхождения человека: современные достижения палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии» (работа с рекомендуемым видео-материалом с использованием специальных ресурсов для онлайн-обучения). 
В. Обучающий онлайн-тест «Психология как естественная наука» (включая вопросы для самопроверки). 
Диада № 3 
А. Лекция-информация: «Биологические предпосылки социального поведения человека» (работа с опорной презентацией, опорным «сигналом», и «включенным» обсуждением вводного блока «7 вопросов — 7 ответов»). 
Б. Круглый стол: «Соотношение биологического и социального в концепциях социобиологии» (работа с рекомендуемым онлайн-ресурсом, с экспрессподготовкой и обсуждением вопросов круглого стола, с использованием специальных ресурсов для онлайн-обучения). 
В. Обучающий онлайн-тест «Коэволюционная парадигма в современной науке: общее и особенное в разных подходах к пониманию». 
Диада № 4 
А. Вводная информация с практическими заданиями: «Универсальные когнитивные процессы и «картина мира»; когнитивные концепции и теории развития человека» (работа с опорной презентацией, опорным «сигналом», с совместным выполнением практических заданий). 
Б. Самостоятельная практическая работа «Внимание, память, воображение: варианты проявления индивидуализации» (работа с рекомендуемым онлайн-ресурсом, с самостоятельным выполнением практических, с использованием специальных ресурсов для онлайн-обучения). 
В. Обучающий онлайн-тест с анализом предлагаемого текста «Интеллект, способности, метапознание: подходы, концепции, варианты интерпретации». 
Диада № 5 
А. Вводная информация: «Индивид — Среда — Поведение»: о природной и социальной детерминации психики и поведения (работа с опорной презентацией, вводные замечания ведущего по ключевым положениям темы). 
Б. Самостоятельная практическая работа «Индивид — Среда — Поведение: о природной и социальной детерминации индивидуальных различий человека на примере концепций темперамента, характера, личности (работа с рекомендуемым онлайн-ресурсом, с самостоятельным выполнением практических, с использованием специальных ресурсов для онлайн-обучения). 
В. Проверочный онлайн-тест «Индивид — Среда — Поведение (темперамент — характер — личность)». 
Диада № 6 
А. Вводная информация с практическими заданиями: «Формирование индивидуальности в онтогенезе, нейроконструктивизм» (работа с опорной презентацией, опорным «сигналом», с совместным выполнением практических заданий). 
Б. Семинарское занятия по варианту Speech-Discussion «Роль генотипа и среды в формировании индивидуальности человека: генно-средовая парадигма в современной науке» (работа с рекомендованным материалом, с подготовкой экспресс-выступление — speech — по заданному вопросу семинара по принципу «один спикер — один вопрос»). 
В. Обучающий онлайн-тест с анализом предлагаемого текста «Природа межиндивидуальной вариативности психологических показателей в онтогенезе». 
Диада № 7 
А. Вводный интерактив (мыслительная игра) «Экологические проблемы: эволюционная закономерность, антропогенный «груз», или или «Почему причины экологического кризиса могут быть психологическими»?» (работа с рекомендуемым видеоматериалом с использованием специальных ресурсов для онлайн-обучения). 
Б. Семинарское занятия по варианту Speech-Discussion «Ценность человеческой жизни» (работа с рекомендованным материалом, с подготовкой экспресс-выступление — speech — по заданному вопросу семинара по принципу «один спикер — один вопрос»). 
В. Завершающий интерактив (мыслительная игра) «Искусственный интеллект: за или против?» (работа с рекомендуемым видеоматериалом с использованием специальных ресурсов для онлайнобучения). 
Диада № 8 
Учебная конференция (с выступлениями по творческим подгруппам с общим обсуждением и итоговой рефлексией). 
Диада № 9 
Аттестационный онлайн-тест.
Об авторах:
Гагарин Александр Валерьевич, 
доктор педагогических наук, профессор; 
Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); 
проспект Вернадского, 84, корп. 8; Москва, Россия; 
e-mail: alexandevgagarin@gmail.com 

Gagarin Alexander V., 
ScD (Ed.), professor; 
Institute of Social Sciences, Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation (RANEPA); 
Prospect Vernadsky, 84, building. 8; Moscow, Russia 
Список литературы:
1.	Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания: учебник. М, Проспект, 2016. 416 с. 
2.	Экологическое развитие (учебно-информационный портал). [Электронный ресурс]. Режим доступа: ]https://development-eco.ru/ag/teacher/ modern-science/ (дата обращение 05 июля 2020 г.) 
3.	Мозг, познание, разум: введение в когнитивные нейронауки. [Электронный ресурс]: в 2 ч. Ч. 1 / под ред. Б. Баарса, Н. Гейдж; пер. с англ. под ред. проф. В.В. Шульговского. — Эл. изд. — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 552 с.). — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 
4.	Психология среды как контекст проблемы самореализации личности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.natural-sciences. ru/ru/article/view?id=10223 (дата обращения 05 июля 2020 г.).