Психология развития

Рубрика: Психология профессионального образования и подготовки человека

О ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Авторы: Яруллина Ж.А.

Язык:

Русский

Аннотация:

В статье раскрываются основные теоретические аспекты экологической культуры студентов технического вуза, формирование которой выступает актуальной проблемой современного общества. Важным условием является развитие лингвистической коммуникативной компетентности у студентов-инженеров, формирующей личностные характеристики будущего специалиста, которые представляют неразрывное единство с профессиональными знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими лучшие условия профессиональной деятельности.

The article reveals the main theoretical aspects of ecological culture of technical students, the formation of which is a relevant problem in modern society. An important condition is the development of linguistic communicative competence among engineering students, forming the personal characteristics of a future specialist, which represent an inseparable unity with professional knowledge, skills and abilities that provide the best conditions for professional work.

Полный текст:
В настоящее время экология как наука испытала несравнимое ни с чем развитие, преобразовавшись в мега-науку, которая включает большинство гуманитарных и естественных вопросов. За последние 150 лет значительно ухудшилось состояние окружающей среды, вследствие чего вырос интерес к изучению экологии: знания о Земле, ее климате, почвах и водах, растительности, природных ресурсах, мировом хозяйстве и т.д. Данные знания помогают ориентироваться в пространстве окружающей среды. В экологической науке все большую актуальность приобретает положение о том, что человечество может найти выход из катастрофы существующих экологических проблем только благодаря радикальному изменению нравственных основ в жизни, распространив этические нормы на взаимодействие с природой. Важнейшими причинами экологического неблагополучия, а также кризисного состояния природы выступают: › низкий уровень экологической культуры населения планеты; › отсутствие экологического самосознания; › снижение ценностного отношения к природному окружению; › слабое использование природоохранной деятельности. 
Данные проблемы экологической науки можно определить как вечные, сформировавшиеся самим ходом исторического развития цивилизации. Именно экологические проблемы подтолкнули образовательные структуры к внедрению программы экологического образования и воспитания студентов в различного рода вузах, которые повысят их профессиональную компетентность. Внедрение такого плана повышения уровня профессиональной компетенции студентов на практике заключается в следующих изменениях, которые ведут к устойчивому развитию: › мышления студентов; › взглядов на природу; › взглядов на взаимодействие с природой. 
Очевидно, что для какого бы рода деятельности ни готовили специалистов в вузах, они должны обладать экологической культурой и экологической этикой. Задача всех педагогов — сформировать положительное отношение к природе, к взаимодействию с ней и развить экологически целесообразные стратегии деятельности. Поэтому важной тенденцией развития образования выступает всеобщая экологизация, которая в процессе обучения развивает экологическое сознание, а также повышает уровень экологической культуры (Симонова И.Н., Варникова О.В., 2015). 
Под понятием «экологическая культура» подразумевается общий уровень культуры человека, носящего экологическое сознание, его способности к бережному природопользованию в процессе осуществления хозяйственной и экономической деятельности. Экологическая культура носит комплексный, объединяющий характер, в частности затрагивая культуры как сферы производства, так и сферы потребления (Батукаев Н.С., 2015). 
Экологическая культура включает следующие компоненты: › экологическое поведение, которое помогает со
блюдать определенные экологические требования, развивать сферу взаимодействия с природой, участвуя в разнообразных экологических мероприятиях; 
› экологическое сознание, характеризующееся через бережное отношение к природе, к экологическим проблемам, экологическому поведению населения на планете и, конечно же, к субъектам экологической деятельности; 
› природоохранная деятельность, которая выражается через отношение населения к природе в процессе жизнедеятельности. Формирование экологической культуры в сознании студентов происходит посредством овладения экологическими знаниями, способствующими повышению осознания экологических проблем, которые возникают в процессе взаимодействия между природой и человеком. Вследствие усвоения знаний, умений и навыков у студентов формируется мировоззрение, напрямую связанное с отношением к природе. 
Подготовка специалистов технического направления имеет свою специфику, ведь ни одна другая сфера деятельности не связана так с природой, как техническая. В вузах данного направления готовят специалистов-инженеров и техников в следующих областях: › промышленность; › строительство; › транспорт; › сельское хозяйство; › лесное хозяйство. 
В технических вузах готовят квалифицированных профессионалов народного хозяйства, специфика которого связана с использованием природных ресурсов для удовлетворения человеческих потребностей. В народном хозяйстве земельные ресурсы, например, являются важнейшим объектом деятельности, а также орудием и средством производства. 
В современных условиях жизнедеятельности различные отрасли народного хозяйства оказывают отрицательное влияние на природу и становятся достаточно серьезной проблемой для современного общества. Происходит уменьшение численности водоемов, видового разнообразия растительного и животного мира, истощение почв и мн.др. Самыми вредными загрязнителями окружающей среды на сегодняшний день являются птицефабрики и различного направления фермы, объем отбросов в которых достигает миллиарда тонн (Владимиров Н.М., 2019). 
Поэтому в современных технических вузах, готовящих специалистов, важнейшим направлением выступает внедрение идей формирования экологической культуры и экологоориентрованной профессиональной подготовки. Большие надежды в повышении экологической культуры специалистовпрофессионалов возлагаются на систему высшего образования, на научные исследования, организуемые под руководством высших учебных заведений в данном направлении. Важным фактором является экологическая функция образования, которая создает основы технологических процессов, теоретического и практического характера, оказывающие влияние на условия жизнедеятельности общества. 
Р.А. Гакаев выделяет актуальность повышения гибкости экологической науки, имеющей комплексный характер. Целостность познания экологической культуры обеспечивает культурный синтез, связывающий экологию с другими отраслями культуры. Рост научного знания к понятию экологической культуры создает для расширения его содержания (Гакаев Р.А., 2015). 
Необходимым условием технического образования в развитии квалифицированного специалиста является изучение иностранного языка, подготовка к изучению которого выдвигает глубокие профессиональные знания и умения, высокий уровень инициативности и коммуникабельности. 
Сегодня обеспечение конкурентоспособности квалифицированных специалистов обеспечивается не только высоким уровнем образования технологических дисциплин, но и готовностью решать профессиональные задачи на уровне иноязычной коммуникации. Лингвистические знания позволяют расширить границы профессиональной деятельности. 
Наличие знаний иностранных языков помогает выпускникам технических направлений в следующем: › иметь представления о новшествах профессио
нальной области; › развивать в контексте мировых научных сообществ; 
› оценивать достижения профессиональной области в разных странах мира. Т.Н. Макарова считает, что владение иноязычной профессиональной языковой компетентностью обеспечивает для будущих инженеров наилучшие условия профессиональной деятельности. Языковая компетентность для студентов технических направлений представляет собой владение английским языком специальных стилей, таких как литературный, деловой, разговорный (Макарова Т.Н., 2016). 
Представим перечень компетенций квалифицированного специалиста-инженера, сформированных посредством изучения иностранного языка: › общекультурные компетенции — владение куль
турой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию, систематизации информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; 
› владение одним из иностранных языков не ниже разговорного; умение логически верно, аргументировано и ясно выстраивать устную и письменную речь; 
› стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; 
› способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях. Вышеперечисленные аргументы позволяют использовать будущему инженеру иностранный язык для следующих видов работ: › изучение новейшей литературы по специальности; 
› участвовать в международных конференциях; 
› использовать режим online для обсуждения проблем и вопросов профессиональной деятельности. 
Следовательно, применять иностранный язык в своей профессиональной деятельности. Потребность его использования обуславливается целью и результатом подготовки в техническом вузе как важным условием повышения качества профессионального обучения. 
Интеграция различных учебных курсов вокруг экологических проблем понимается не как размывание границ дисциплин с целью создания новой образовательной области или новой науки, а конструктивный диалог между представителями разных отраслей знания. 
Таким образом, мы выяснили, что интеграция научной деятельности ученых разных специальностей может выражаться в совместных исследованиях междисциплинарного характера, затрагивающих такие актуальные проблемы, как: экология и культура, глобальные экологические проблемы современной цивилизации, экологическое образование, социальная экология и др.
Об авторах:
Яруллина Жанна Анатольевна, 
преподаватель, аспирант
НИУ МЭИ, МГОУ
Москва, Россия, 
e-mail: zhannaenglish@yandex.ru 

Yarullina Zhanna A., 
educator, postgraduate student
National Research University MEI MRSU 
Moscow, Russia 

Список литературы:
1.	Батукаев Н.С. Формирование экологической культуры и компетентности студентов / Н.С. Батукаев, М. А. Иразова. — Текст: непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3 (3). — С. 60—62. 
2.	Владимиров Н.М., Доровских И.Г., Иванов О.Н. Основы формирования экологической культуры студентов вуза // Международный журнал экспериментального образования. — 2019. — № 3. — С. 27—31. 
3.	Гакаев Р.А., Чатаева М.Ж. Экологическое образование и культура как приоритетное направление гармонизации отношений общества и природы. В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы VII Международной научной конференции. СанктПетербург, 2015. — С. 178—181. 
4.	Макарова Т.Н. Аксиологический потенциал предмета «Иностранный язык» для студентов аграрного вуза // Аграрное образование и наука. — 2016. — № 2. — С. 43. 
5.	Симонова И.Н., Варникова О.В. Экологическая культура как феномен современного высшего технического образования // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1-1. — 111 с.