Психология развития

Рубрика: Психология профессионального образования и подготовки человека

ПОИСК НОВЫХ ПОДХОДОВ И ФОРМ В РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Авторы: Мороз А.А.

Язык:

Русский

Аннотация:

В статье рассматриваются аспекты формирования экологического сознания студентов через интеграцию когнитивного и аффективного подходов в обучении, объединение отечественных и зарубежных методик в процессе воспитания экологичной личности в высших учебных учреждениях.

The article deals with the aspects of the formation of ecological consciousness of students through the integration of cognitive and affective approaches in teaching, combining domestic and foreign methods in the process of educating an eco-friendly personality in higher educational institutions.

Полный текст:
Высшие учебные заведения в России и за рубежом последние 20 лет активно способствуют развитию идей устойчивого развития и их реализации в различных моделях экологического образования студентов. Этому процессу во многом способствовало принятие Таллуарской декларации 1990 года [2], целью которой является формирование ответственного отношения общества к окружающей природной среде. В результате в высшем образовании произошли и продолжают происходить позитивные изменения, направленные на привлечение студентов в эколого-образовательную деятельность. Эти инициативы варьируются от создания новых академических программ (например, Институт устойчивого развития при Университете Монаша, Австралия) до создания специальных административных подразделений (например, Управление охраны окружающей среды при Колумбийском университете), а также привлечение преподавателей-экологов, которые внедряют экологические образовательные программы в процесс обучения в вузе (Pizmony-Levy, Oren; Ostrow Michel, Jessica, 2018). 
Когнитивный аспект овладения знаниями, на наш взгляд, должен быть интегрирован с задачами развития личности, а также с культурным сознанием, навыками и ответственностью общества. Эта идея обучения всех учеников когнитивному и аффективному все больше выделялась в начале XX века, начиная с работ Джона Дьюи (1916). Ученые из высших учебных заведений утверждают, что разделений между когнитивным и аффективным в образовательном процессе нет и нужно их рассматривать в совокупности. Уже давно признано, что образование в области окружающей среды и устойчивого развития есть нечто большее, чем просто передача знаний. Ранняя концептуализация желаемых результатов устойчивого развития включала в себя комбинацию знаний, подходов и моделей поведения. Тот же набор инструментов обучения актуален и в появившейся литературе, которая используется в высшем образовании. Сложность концепции устойчивого развития является одним из факторов, замедляющих его педагогическое применение для школ полного среднего образования, а также высших учебных заведений. (Piyapong Janmaimool, Samattaphong Khajohnmanee, 2019). 
Ученые выделяют два типа экологического поведения: частное поведение, которое включает в себя ежедневные решения и действия, такие как сортировка твердых коммунальных отходов (ТКО) и их переработка с целью вторичного использования, а также общественное поведение, которое включает коллективную активность в форме, например экологического протеста или демонстрации. Данные опросов 16 стран позволяют сделать вывод, что проявления частного поведения в области защиты окружающей среды увеличиваются, в то время как общественное (политизированное) поведение уменьшается. (Pizmony-Levy, Oren; Ostrow Michel, Jessica, 2018). 
Существует два распространённых метода реализации экологического образования и образования в области устойчивого развития в образовательной программе. Метод диффузии — это разработка новой программы, в которой экологическое содержание организовано с использованием междисциплинарного подхода. Эта модель реализуется в создании программ бакалавриата и магистратуры (например, «Экономика окружающей среды», «Экологическая инженерия») и создании автономных курсов (например, «Введение в экологическую социологию»). Метод инфузии интегрирует экологическое содержание всей образовательной программы по различным дисциплинам. Эта модель демонстрируется на курсах, которые связывают проблемы окружающей среды и устойчивого развития с другими, более широкими направлениями, такими как «Введение в социологию» или «Введение в методы социальных исследований». Однако основное внимание в этих курсах уделяется не окружающей среде, а, скорее, окружающая среда является одной из нескольких тем, входящих в общую программу. (Pizmony-Levy, Oren; Ostrow Michel, Jessica, 2018). 
Также наряду с этим существуют экологические объединения и общественные движения, которые вносят значительный вклад в осведомленность общественности в области проблем окружающей среды и позволяют эффективно решать их. Эти организации также помогают в сплочении студенческого сообщества и активизируют их социально-экологическую деятельность. Важно отметить, что зарубежные ученые обнаружили, что влияние экологических объединений выходят за рамки студенческого обучения и часто играют важную роль в формировании институциональной среды и политического консенсуса. (Piyapong Janmaimool, Samattaphong Khajohnmanee, 2019). 
В России существует концепция экологического образования, которую академик Н.Н. Моисеев изложил в записке, подготовленной еще в 1994 году для Минприроды РФ, Минобразования и для СМИ. В концепции обозначены три основных направления, формирующих экологическое сознание обучающихся (Моисеев Н. Н., 2020). Первое направление основывается на необходимости для обучающегося вне зависимости от той области деятельности, которую он выбирает в будущем, обладать необходимым миропредставлением, определенным философским фундаментом для своей деятельности и быть способным опираться на достижения естественных наук. Второе направление — экологический профессионализм будущего специалиста. Третье направление деятельности связано с необходимостью подготовки специалистов, способных решать многочисленные задачи, связанные с взаимоотношением человека и окружающей среды (Моисеев Н. Н., 2020). 
Наряду с разработками методов экологического воспитания Н. Н. Моисеева появилась новая отечественная концепция, которая делает акцент на создании системы подготовки педагогов-экологов и необходимости разработки «национального образа экологического поведения». 
Актуальность и важность предлагаемого материала заключается в анализе существующих за рубежом и в России моделей обучения для достижения целей формирования полноценного экологического сознания обучающихся. Следует отметить, что в России существует проблема применения «многоступенчатых» экологических программ, используемых за рубежом, через создание и реализацию новых методик обучения на всем протяжении учебного процесса. Объединение зарубежного и отечественного опыта в экологическом воспитании является актуальной проблемой в образовательном процессе. 
Об авторах:
Мороз Александр Александрович, 
аспирант; 
МГОУ; 
Россия, г. Москва; ул. Радио, 10А, стр. 1; 
e-mail: Aleksandr_moroz@inbox.ru

Moroz Aleksandеr A., 
postgraduate student; 
MRSU; 
10A, building 1, Radio street, Moscow, Russia 
Список литературы:
1.	Моисеев Н. Н. Модели экологии и эволюции М.: Едиториал УРСС, 2020. 
2.	Таллуарская декларация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://ulsf.org/ talloires-declaration/ (дата обращения 01.07.2020). 
3.	Piyapong Janmaimool, Samattaphong Khajohnmanee. Roles of Environmental System Knowledge in Promoting University Students’ Environmental Attitudes and Pro-Environmental Behaviors, 2019. 
4.	Pizmony-Levy, Oren; Ostrow Michel, Jessica. Pro-Environmental Attitudes and Behaviors in Higher Education: Investigating the Role of Formal and Informal Factors, 2018.