Психология развития

Рубрика: Развитие человека в образовательной, организационной, информационной (цифровой) среде

«ПАНДЕМИЧЕСКАЯ» ПЕДАГОГИКА: КАКИЕ ШКОЛЫ В СЕНТЯБРЕ СМОГУТ ОБУЧАТЬ ЭФФЕКТИВНО?

Авторы: Федосенко Е.В.

Язык:

Русский

Аннотация:

Коронавирус, как лакмусовая бумажка, вскрыл проблемы современного образования, которые, прежде всего, заключается в бюрократии, традиционной непродуктивной организационной культуре внутри многих школ, нездоровом психологическом климате, недоверии как внутри педагогического коллектива, так и в отношениях «родитель — педагог», «родитель — школа», «педагог — администрация школы», «школа — район» и т.д. В статье тезисно описан так называемый парадокс Covid-19, рассмотрены три направления противодействия стрессу: взаимоотношения, тайм-менеджмент и организация быта, психологическая устойчивость. А также детально раскрыты пять направлений, благодаря которым школы могут стать более эффективными.

The Coronavirus as a litmus test revealed the problems of modern education, which, first of all, consists of bureaucracy, traditional unproductive organizational culture within many schools, unhealthy psychological climate, distrust both within the teaching staff and in the relationship «parent-teacher», «parent-school», «teacher-school administration», «school-district», etc. The article describes the so-called «Covid-19 paradox», considers 3 ways to counter stress: relationships, time management and organization of everyday life, psychological stability. 5 areas that can help schools become more effective are also detailed.

 

Полный текст:
Пандемия Covid-19, возможно, станет крупнейшим фактором кардинальных изменений, которые когда-либо имела российская система образования. Для школьников эти изменения могут создать проблемы в успеваемости, для родителей они создают дополнительную нагрузку и сильный стресс, так как не все родители могут успешно выступать в роли учителя, не все могут обеспечить материальную строну процесса (хорошая техника, быстрый интернет). Для самих педагогов такие кардинальные изменения также являются значительным стрессом полного падения привычной системы обучения. 
Однако мы не можем позволить школьникам провести еще один год без обучения — последствия для будущего нашей страны будут слишком драматичными. 
И мы не можем просить учителей решать эти проблемы в одиночку. Нам необходимо улучшить дистанционное обучение, и мы должны это сделать уже к сентябрю. 
Руководители школ и районов, комитеты по образованию будут заняты в следующем учебном году не только обсуждением сохраняющейся неопределенности с коронавирусом, но и, оценивая прогресс, достигнутый или не достигнутый студентами с начала апреля. Вскоре им придется реализовать инновационные учебные программы, чтобы наверстать упущенное. Сегодня школы должны сосредоточиться не только на масках, дезинфицирующих средствах для рук, на цифровой связи и смешанном обучении — все это, безусловно, очень важно. Но сегодня то время, когда у нас появилась возможность заострить свое внимание на фундаментальных проблемах образования, на проблеме качества и продуктивности, актуальности знаний, на проблемах профессионального развития и продуктивности учителей, на проблемах функционирования самой школы. 
Коронавирус, как лакмусовая бумажка, вскрыл проблемы современного образования, которые, прежде всего, заключается в бюрократии, традиционной непродуктивной организационной культуре внутри многих школ, нездоровом психологическом климате, недоверии как внутри педагогического коллектива, так и в отношениях «родитель — педагог», «родитель — школа», «педагог — администрация школы», «школа — район» и т.п. Пандемия показала нам и опыт успешных школ, эффективных профессиональных педагогов и опыт продуктивных родителей, так как семья, как микросоциум, тоже претерпела значительные изменения и своеобразную «проверку на прочность» в условиях самоизоляции, о чем уже начали писать как ученые, так и практические психологиконсультанты. 
На данный момент мы хотим остановиться на двух основных вопросах: стресс, которому подвергались и еще будут подвергаться в новом учебном году дети и родители в изменившихся условиях обучения, и о продуктивности самих школ: почему одни реагируют эффективно в условиях кризиса, а другие сработали крайне неэффективно. 
«ПАРАДОКС COVID-19» 
Многие исследователи отмечают так называемый парадокс Covid-19: чтобы быть в безопасности и защитить других от вируса, мы должны соблюдать дистанцию [3]. Однако это означает разрушение сообществ и отношений в нашей жизни — классных комнат, учителей, команд, тренеров, церквей, друзей, больших семей — вот те самые связи, которые нам так необходимы, чтобы чувствовать себя в безопасности, справляться со стрессом и преодолевать этот кризис. Вдобавок к этому существует кризис доверия, кризис доверия медицинским работникам, люди стали опасаться людей в белых халатах, так как они могут быть источником заражения, кризис доверия приезжим из других стран и т.п. [2]. 
Зная это, что могут сделать педагоги сегодня? Что могут сделать родители, которые помогают обучать своих детей вне школы даже этим летом? Мы можем создать мир в наших домах и в конечном итоге в наших школах, которые будут для нас своеобразной прививкой от стресса, неопределенности мира, в котором мы все сейчас живем. Что мы можем сделать для этого? Сосредоточить внимание на трех направлениях: взаимоотношения, тайм-менеджмент и организация быта, психологическая устойчивость. 
Взаимоотношения. Виртуальные консультативные группы и беседы один на один помогают учителям и ученикам общаться. Пятиминутный разговор на интересующие обучающихся темы в течение десяти дней подряд обеспечивает быструю эмоциональную поддержку и дает возможность взрослому совместно регулировать эмоции с ребенком [1]. Когда школы вновь откроются, школьная администрация может сделать отношений центральной задачей в своих учебных сообществах. Помимо средних школ ППМС центрам районов необходимо уделить приоритетное внимание консультированию и наставничеству, чтобы у учащихся было чувство принадлежности. 
Тайм-менеджмент и грамотная организация быта могут сделать нашу домашнюю обстановку безопаснее и спокойнее. Когда школы вновь откроются, основное внимание должно быть уделено физической, эмоциональной и личной безопасности. Внедрение многоуровневой системы поддержки на всех уровнях и создание партнерств по психологическому здоровью совместно с ППМС центрами районов, некоммерческих организаций, дополнительного образования. В классе учителя могут совместно создавать распорядок дня и план организации быта, можно составлять списки и использовать заметки и шаблоны заметок. 
Устойчивость — это навык, это можно развить со временем. Устойчивость начинается с изучения того, как регулировать эмоции и поведение от ролевых моделей через процесс, называемый «совместное регулирование» [1]. Чтобы сделать это сейчас дома, родители могут ограничить доступ к СМИ. 
И родители, и учителя должны давать надежду, выражая уверенность в том, что этот кризис закончится, но мы также должны работать над тем, чтобы управлять собой и своими страхами каждый день. 
ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ ШКОЛЫ РЕАГИРУЮТ ЭФФЕКТИВНО, А НЕКОТОРЫЕ, НАОБОРОТ? 
По мнению многих исследователей, предсказать, как школы отреагировали на кризис COVID-19, возможно исходя из двух факторов: опыта использования технологий и функциональности и гибкости их школьной культуры (рис. 1). 
Школы, которые преуспевают (верхний правый сектор), как правило, имеют опыт работы с технологиями и имеют гибкую, ориентированную на команду культуру. Для школ, не входящих в верхний правый квадрат, гораздо легче стать лучше в области технологий, чем решить проблему культуры. Как отмечает Б. Гирберг (2020), изучение нового способа обучения в школе, по сути, невозможно, если команды еще не знают, как эффективно работать вместе. Зная, что дистанционное обучение, скорее всего, будет продолжаться в следующем году (либо полный рабочий день, либо часть недели), чему мы можем научиться в школах, которые преуспевают в дистанционном обучении? 
Вот несколько направлений, благодаря которым школы могут стать более эффективными. 
1. Баланс дистанционного и очного обучения 
С одной стороны, практически все семьи хотят очного обучения, которое будет способствовать повышению знаний, по мнению родителей, распорядку дня детей и давать им «личное» взаимодействие со своими учителями. С другой стороны, семьям нужны гибкость, устойчивость, четкость и слаженность учебы из дома, чтобы родители не выступали постоянными учителями и воспитателями своих детей. Наиболее успешные школы Европы, например, используют комбинацию двух подходов: 30—120 минут ежедневного очного обучения и 90—180 минут гибкого расписания в виде самостоятельной работы, записанных уроков, которые можно посмотреть в удобное время, программное обеспечение для онлайн-обучения, то есть модель смешанного обучения. Школы Санкт-Петербурга, Москвы в большинстве своем могут быть готовы к этой модели, так как на протяжении последних лет большое внимание уделялось изучению смешанных моделей обучения. Однако будут ли готовы к такой системе сами работающие 5/2 родители? 
2. Коучинг и наблюдение с целью улучшения дистанционного обучения 
Низкое качество on-line школ.
Готовы к дистанционному обучению, но не обеспечивают качественное обучение.
_
Высокое качество смешанного и очного обучения школ. 
Успешные примеры для дистанционного обучения. 
_
Школы с низким потенциалом. 
Проблемы как в дистанционном обучении, так и в общем качестве обучения: неудовлетворительная организационная культура, бюрократия, отсутствие доверия в коллективе, между родителями и педагогическим коллективом. Часто не обеспечивает никакого качественного обучения для обучающихся во время и после пандемии.
_
Высококачественные традиционные школы, но не хватает высоких технологий.
Быстрая адаптация, использование сильной культуры и гибкость в обучении технологиям.
 
Организационная культура, командная работа, гибкость и качество школ 
Рис. 1. Как школы могут реагировать на кризис COVID-19? 

Сейчас мы все должны выяснить, как лучше всего использовать ведущие педагогические технологии в дистанционном обучении. Дистанционное обучение может быть привлекательным и эффективным, если оно профессионально, эмоционально и отвечает потребностям учеников. Для того чтобы улучшить дистанционное обучение, необходимо проводить онлайн-обучение преподавателей и обязательно получать обратную связь. 
3. Сделать обучение активным 
Одним из важных выводов изучения дистанционного обучения было то, насколько важно для учащихся быть активными в своем обучении. Мы видим, как учителя эффективно используют вебинарные комнаты для обсуждения, чтобы отправлять учеников в небольшую групповую дискуссию, а затем возвращаться в классную комнату. Напротив, в классных комнатах, где учитель читал лекции или задавал общие вопросы классу, многие ученики были пассивны. Но и в данном случае многое зависит от харизмы, эмоций учителя. Активность и эмоциональная вовлеченность — важнейшие составляющие успешного дистанционного обучения. 
4. Мы не должны заставлять учителей заново изобретать технологии 
Многие учителя в современных условиях вынуждены самостоятельно изобретать методом проб и ошибок образовательные технологии. В век дистанционного обучения возможно значительно изменить роль учителя, но это требует поддержки. В данном вопросе значительная роль отводится, на наш взгляд, наставничеству, поддержке продуктивными учителями менее эффективных педагогов. 
5. Удаленные отношения — новая реальность 
Школы эффективно используют отношения и культуру, которые они установили с учениками до закрытия школ. Следующая осень представляет собой уникальную проблему, так как многие из учителей уже не будут знать своих учеников. Как учителя будут строить отношения с новыми учениками за компьютером? 
Может ли учитель представить себе, что необходимо начинать учиться со школы либо полностью онлайн, либо с каждым, кто носит маску и находится на расстоянии 1,5 метра друг от друга? Мы пережили этот опыт со студентами заочного отделения и магистрами, но это несколько иная проблема. Об этом опыте мы более детально остановимся в следующей статье, посвященной высшему образованию. Однако и сейчас есть решение, более творческий подход к данной проблеме. Например, начать знакомиться с новыми учениками несколько раньше, когда родители могут прийти в школу с детьми, если позволяют условия или дистанционное общение, чтобы поприветствовать новых учеников (не только вновь поступивших, но и тех, кто переходит на новую ступень обучения — 5, 10 классы), и начать процесс сближения и адаптации. 
Мы надеемся, что мы сможем коллективно решить многие из этих проблем — мы, педагоги, психологи, школьные лидеры и лидеры районов, некоммерческие организации и т.п. Ни один учитель, родитель не должен остаться наедине со своими проблемами, чтобы мы все вместе могли поддерживать психологическое здоровье и эффективное обучение наших детей. При этом обеспечить безопасные условия для учителей, их психологическую устойчивость и благополучие, чтобы использовать этот кризис как возможность по-другому взглянуть на наше школьное образование и всю систему образования в целом. 
Об авторах:
Федосенко Екатерина Владимировна, 
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии экстремальных ситуаций 
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 
196105, Санкт-Петербург, Московский проспект, 149; 
e-mail: efedosenko@yandеx.ru 

Fedosenko Ekaterina V., 
Phd, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Extreme Situations, 
Saint-Petersburg University of State fire service of emercom of Russia, 
196105, St. Petersburg, Moskovsky Prospect 149 
Список литературы:
1.	Berliner, D. C., & Kupermintz, H. (2016). Changing institutions, environments, and people. Mahwah, NJ: Erlbaum. 
2.	Feigelman W., Gorman B.S., Jordan J.R. Stigmatization and suicide bereavement Death Stud, 33 (2009). 
3.	Федосенко Е.В. Жизнь после карантина: психология смыслов и коронавирус COVID-19 // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2020. №XXV. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/zhizn-posle-karantina-psihologiyasmyslov-i-koronavirus-covid-19 (дата обращения: 03.07.2020).