Язык:
РусскийАннотация:
Рассмотрен ряд «стыковых» междисциплинарных исследований, ориентированных в итоговом плане на разработку проблематики экологического развития личности в цифровом образовании. При этом в анализе каждого из направлений акцентировано внимание как на ключевые идеи, так и на возможность использования их дидактического потенциала.
Interdisciplinary research considered. Issues: environmental development of the individual in digital education. In each case, attention is focused on their didactic potential.
1) Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00322 («Поликультурное проектирование экологического развития личности в цифровом образовании»). 2) The reported study was funded by RFBR according to the research project № 19-013-00322 («Multicultural design of ecological development of personality in digital education»). В условиях цифровизации общества, включая образование, актуальна постановка вопроса о развитии личности, готовой к постоянным изменениям в технологиях, в знаниях, в глобальном информационном пространстве. В 2019—2020 годах в рамках исследовательского гранта РФФИ «Поликультурное проектирование экологического развития личности в цифровом образовании» (№ 19-013-00322) нами был выполнен аналитический обзор в компаративистском формате и в рамках экологического подхода к развитию личности. Была предложена идея интеграции теоретико-методологических идей и прикладных (дидактических) положений, которые станут «отправной точкой» в обосновании предпосылок исследования проблемы экологического развития личности в цифровом образовании. В этой связи рассмотрен ряд «стыковых» междисциплинарных исследований, ориентированных в итоговом плане на проблематику личностного и профессионального развития человека. При этом в анализе каждого из направлений акцентировано внимание как на ключевые идеи, так и на возможность использования их дидактического потенциала. 1. Ключевые аспекты взаимодействия человека и окружающей его среды в эволюционно-историческом развитии (социальная антропология и экология человека). В центре данного направления исследований, выполняемых в контексте экологического подхода к развитию человека как индивида и личности, лежат положения о «взаимополезном» взаимодействии человека и окружающей его среды в эволюционном развитии видов на Земле. В качестве методологической предпосылки для определения дидактического потенциала данного направления принципиально важна мысль о необходимости и важности создания специальных условий для формирования экологоориентированного мировоззрения человека. 2. Познавательные взаимодействия человека с окружающей его средой как когнитивной системой, или «единство разума и экологической ситуации» (когнитивные исследования). В центре данного направления исследований — положения о взаимосвязи разума с физическим телом, которое, в свою очередь, взаимодействует с окружающей средой, или окружением (environment), и представляет собой ни что иное, как часть когнитивной системы, а собственно процесс познания происходит в его единстве с экологической ситуацией. Современная интерпретация экологического подхода в отношении концепции воплощенного познания заключается в том, что в рамках когнитивного направления представлена значимость тела и среды (экологической ситуации) для процесса познания. Сказанное позволяет по-новому взглянуть на процессы переработки вербальной или символьной информации, получить объективные данные о том, почему процессы переработки информации устроены «так, а не иначе» и «как они устроены»; о тех или иных формах поведения человека; о структуре и механизмах соответствующих когнитивных структур и механизмов. (Логинов Н.И., Спиридонов В.Ф., 2017). 3. Взаимосвязанное информационное и экологическое развитие личности в цифровой образовательной среде (энвайронментальная психология и психологии личности). В центре данного блока исследований — приоритет «энвайронментальной составляющей» во взаимосвязанном информационном и экологическом развитии личности в разных видах информационно-коммуникационных (или цифровых) взаимодействий. Исходные основания для анализа и определения содержания данного процесса: с одной стороны — методологическая система «Личность — Среда — Деятельность»; с другой — феноменология интернета как информационно-коммуникационного средового окружения человека и как цифровой образовательной среды — в дидактическом ее понимании. В этом плане важны прежде всего «позитивные» условия, влияния и возможности, потенциально заложенные в интернете как в среде информационной (конкретная составляющая ее влияния на развитие личности) и как в среде образовательной (дидактический контент влияния интернета на развитие личности). На первый план в этой связи выведены информационно-коммуникационные взаимодействия человека в цифровой образовательной среде, которые в большой мере и опосредуют его личностное развитие. Эффективное сочетание в организации цифрового образования типов и форм информационно-коммуникационных взаимодействий определяет удовлетворенность педагогов и обучающихся результатами учебно-познавательной деятельности. (Гришаева Ю.М., Гагарин А.В., Филоатова О.П, 2020). 4. Становление субъектности человека во взаимодействии с объектами природной и социальной среды (энвайронментология и социальная психология). В центре исследований — изучение особенностей влияния различных видов сред на психику человека; разработка понятия психологического взаимодействия в системе «Человек — Природный объект»; определение психологического содержания понятия «окружающая человека природная среда»; выделение конкретного природного объекта как психологически атрибутивной составляющей социальной среды на психологическую составляющую сотрудничества субъектов в межвидовом взаимодействии и в конечном итоге на специфику развития субъективного отношения человека к природе и субъектности во взаимодействии человека с природными объектами. Характер влияния средовых условий на формирование и развитие личности определяется не только общими социальными условиями, но и зависит от особенных, региональных, природных и т.п. условий, которые существенно сказываются на поведении человека. (Панов В.И., 2013). 5. Индивидуально-типологические различия личности и их связь с различными типами поведения человека в социальных сетях (дифференциальная психология и социальная этология). В центре данного направления положение о том, что в онлайн-среде интернета, в частности в пространстве социальных сетей, изначально заложен потенциал для дифференциации и развития черт и свойств личности пользователя, которые определяют не только специфику его поведения в процессе социальной онлайнкоммуникации, но и становятся важным фактором для успешной социальной адаптации молодых людей с особенностями характера и темперамента, определенной возрастной и гендерной спецификой. Кроме того, коммуникация в социальных сетях становится предпосылкой для тех или иных изменений в личностном развития молодежи. В этой связи представляется важным рассмотрение социальных сетей в системе информационных сред, так же как и в предыдущем случае, как цифровой образовательной среды, однако имеющей при этом свои особенности. Последние и накладывают свой «отпечаток» на личностные изменения пользователей социальных сетей и в большой мере затрагивают познавательную, коммуникативную и личностную сферы, трансформируют операциональное звено деятельности, процессы целеполагания, потребностно-мотивационную регуляцию поведения человека. 6. Социально-экологические и информационноэкологические взаимодействия человека в цифровой образовательной среде (социальная экология и информатизация образования). В контексте данной проблематики актуальна разработка направлений: а) феномен экологической культуры как фактор противодействия антиэкологичному развитию человека, ноосферного развития цивилизации, цифрового развития глобального мира; б) информация как продукт жизнедеятельности человека; как фактор развития цивилизации, информационного общества, информационной личности; в) интернет как средовой феномен с амбивалентным потенциалом влияния на психику и поведение человека (как развивающим, так и деструктивным); как цифровая образовательная среда. В данном направлении, преимущественно прикладных, исследований взаимосвязано представлены традиционные и современные технологии формирования экологической культуры в условиях специально организованной образовательной среды — различного рода средовых условий для учебной, практической, трудовой, творческо-досуговой деятельности, в частности заложенных в виртуальном пространственном окружении человека. 7. Амплификация смыслов учения в контексте идеи свободного поликультурного развития личности в цифровом образовании (социальная педагогика и психология развития). В центре данного направления — проблема и связанные с ней вопросы обоснования теоретико-дидактических предпосылок проектирования личностно-профессионального развития в цифровом образовании, а в основе прикладных разработок лежит идея амплификация смыслов учения как условия для свободного социо- и поликультурного развития личности. В дидактическом отношении речь идет о таком взаимосвязанном изменении и сопряжении компонентов образовательной системы (учебное содержание, формы его освоения, характер и содержание педагогического взаимодействия), которая создает актуальную социальную учебную ситуацию, обеспечивающую синергию (гармоничное разрешение противоречий) на индивидуальном и социальном уровне. На первый план в этой связи выведена позиция современного педагога, которая должна претерпеть кардинальное изменение — педагог в цифровом образовании не приходит на занятия с готовой «схемой», а готов непрерывно совершенствовать и изменять ее, модерировать педагогическое взаимодействие онлайн в соответствии с ситуационным состоянием и потребностью обучающихся. Построение целостной социально-педагогической ситуации в условиях цифровой образовательной среды есть прежде всего процесс актуализации и построения личностных смыслов деятельности и взаимодействий между ее субъектами. (Соловьева Н.В., Гагарин А.В., 2019). Таким образом, в анализе были обозначены и раскрыты актуальные позиции экологического подхода как интеграционной основы для постановки и разработки проблемы экологического развития личности в цифровом образовании. Данный подход следует охарактеризовать как рефлексию ведущей роли средовых взаимодействий человека в его эволюционно-историческом и культурном становлении как системной в строении и развитии, но противоречивой в поведенческих проявлениях формы жизни; как результат активного формирования в последнее десятилетие одного из ключевых векторов развития собственно экологического подхода в гуманитарных исследованиях, а если быть точнее — в комплексном познании человека и среды в их взаимодействии; как прикладное междисциплинарное и интегративное, становящееся на стыке естественных и гуманитарных наук, и нацеленное на исследование различных случаев взаимодействий человека с окружающей его средой — экологической (средой обитания), природной, социальной, цифровой и др. Исследования в рамках данного подхода так или иначе пересекаются с эволюционной (естественной) и социальной антропологией и экологией; энвайронментологией и энвайронментальной психологией, когнитивными науками и дифференциальной психологией; информационной экологией и психологией личности; психологией развития и социальной педагогикой; социальной экологией и вопросами информатизации и цифровизации общества и, в частности, образования и др. Для дидактической разработки проблемы актуальна идея взаимосвязанной экологизации и цифровизации развития человека и личности в современном глобальном мире (культурной целостности экологоориентированной и информационной личности); а также интеграции и использования дидактического потенциала обозначенных в статье современных трендов междисциплинарных исследований.
Гришаева Юлия Михайловна, доктор педагогических наук, профессор; Московский государственный областной университет; e-mail: j.m.g@mail.ru Гагарин Александр Валерьевич, доктор педагогических наук, профессор; Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); проспект Вернадского, 84, корп. 8; Москва, Россия e-mail: alexandervgagarin@gmail.com Grishaeva Yulia M., Dr.Sci. (Pedagogical), Assistant Professor. Professor, Department of physical geography, nature and methods of teaching geography; Moscow State Regional University; Gagarin Alexander V., ScD (Ed.), professor; Institute of Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); Prospect Vernadsky, 84, building. 8; Moscow, Russia
1. Гришаева Ю.М., Гагарин А.В., Филатова О.П. К вопросу о взаимосвязи информационного и экологического развития личности в цифровой образовательной среде // Социально-экологическое образование учащейся молодежи: проблемы и перспективы. Юбилейный сборник научных статей / Ответственный редактор В.С. Шилова. Ульяновск: Издательство «Зебра», 2020. С. 39–44. 2. Логинов Н.И., Спиридонов В.Ф. Воплощенное познание как современный тренд развития когнитивной психологии // Вестник СПбГУ. Психология и педагогика. 2017. Т. 7. Вып. 1. С. 25–42. 3. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. 2013. №3. — С. 13-28. 4. Соловьева Н.В., Гагарин А.В. Экологическое развитие личности в цифровом образовании: психолого-дидактические предпосылки проектирования // Мир психологии. № 3 (99). 2019. С. 271-281.