Психология развития

Рубрика: Развитие человека в образовательной, организационной, информационной (цифровой) среде

ЭФФЕКТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Авторы: Кулинич Маргарита Константиновна, Халфина Камилла Ильнуровна, Никитина Софья Павловна

Язык:

Русский

Аннотация:

В данной работе рассматривается: а) роль новых технологий в процессе социализации подростков в условиях современного мира; б) последствия активного использования интернета и социальных сетей; в) влияние цифровизации на психическое состояние человека.

This article examines: a) the role of new technologies in the socialization of adolescents
in the modern world; b) the consequences of active use of the Internet; с) the impact of social media
on the human psyche.

Полный текст:
В условиях современного мира вопрос о роли технологий в жизни общества выходит на передний план, становясь одной из самых актуальных тем научных исследований. Изучаются различные пути дальнейшего развития человечества в условиях глобальной цифровизации всех сфер жизни. Технологии не обходят стороной и социальную среду. В этой связи стоит рассмотреть вопрос о последствиях современных технологий в контексте социализации подростков и влияния цифровизации на человеческую психику.
Новейшим языком создания образа социального мира в современном обществе является «язык медиа», включающий в себя элементы традиционных знаковых систем (от науки до искусства).
В рамках системы медиа-коммуникаций формируется ряд образно-символических форм, доступных в любом времени и пространстве для широкой аудитории. 
Эффект влияния медиа на человеческую психику — тема традиционная для социальной психологии. Кастельс (Хорошилов, 2019, С. 10) замечает: институты и технологии медиа, действующие на уровне общественного сознания, актуализируют такие специальные когнитивные механизмы как установление повестки дня (agenda setting), фрейминг и прайминг, которые конструируют предвзятое отношение к определенной информации, убеждая аудиторию в том, о чем, и как ей следует думать. Отечественные психологи рассматривали медиа как технологически оснащенную форму общения между большими группами (коллективными субъектами), при этом особое внимание всегда уделялось языку массовых коммуникаций.
В наше время стоит говорить, не только о влиянии медиа на социальное познания, а о трансформации последнего как высшей психической функции, опосредствованной культурными средствами информационных и виртуальных технологий.
В современном мире Интернет — неотъемлемая часть жизни большинства людей, имеющих к нему доступ. Наибольшая активность наблюдается среди молодой аудитории, так как дети и подростки приобщаются к новым технологиям быстрее взрослых. В современном мире эта тенденция несет ряд позитивных эффектов. Исследования, проведенные Е.А. Припоровой и Е.Р. Агадуллиной показали, что социальная мотивация использования социальных сетей может отличаться, и сочетание социальных мотивов связано с различными чертами личности и поведением в сети, однако люди с более высоким уровнем социальной мотивации продемонстрировали больший уровень активности в социальных сетях, чем люди с более низкой социальной мотивацией (Припорова, Агадуллина, 2019, С. 105). Эти данные свидетельствуют о том, что активное использование социальных сетей связано с повышенной потребности в общении, и именно социальные мотивы играют ключевую роль в онлайн-поведении.
Обучение с помощью интернет-ресурсов становится очень востребованным во всем мире. Это перспективная форма обучения, в особенности для людей, имеющих трудности с классической формой получения образования. Так же благодаря цифровым технологиям у молодёжи много возможностей проявить себя с творческой стороны, например, с помощью таких платформ, как youtube.com, tiktok.com и другие.
Исследование С.Б. Цымбаленко и его сотрудников продемонстрировало множество положительных эффектов воздействия интернета на развитие подростков. Молодое поколение, погруженное в киберпространство, имеет тенденцию к саморазвитию: они больше читают, занимаются спортом, общаются с другими людьми. Благодаря этим данным можно сделать вывод о том, что погруженность в виртуальный мир не заменяет реальный. Так же авторы говорят о том, что молодые люди становятся активными участниками в создании информационного пространства (Айсина, Нестерова, 2019, С. 45). 
В исследовании группы российских ученых был сделан вывод о том, что активное пользование Всемирной сетью увеличило число социально-активной молодёжи: молодые люди всё чаще продвигают свои проекты, занимаются благотворительностью (Айсина, Нестерова, 2019 С. 46). 
Однако даже на ранних этапах цифровизации общества мы видим большое количество негативных последствий использования современных технологий. В процессе перехода человека в цифровую среду появляется большой риск аффективных расстройств.
Всё чаще встречаются новые социокультурные патопсихологические синдромы «хронической усталости» от непрерывного пребывания в интернете и страха остаться без цифрового устройства (Хорошилов, 2019, С. 11). Коммуникация в социальных сетях запускает «спираль саморекламы и зависти», т.е. постоянного обновления профиля из-за ощущения неуверенности в себе вследствие сравнения себя с другими и переживаний зависти.
Современные технологии оказывают серьёзное влияние на психику молодёжи. Авторы концепции
социокультурной патологии отмечают склонность к применению минимальных усилий, так как использование интернета значительно упрощает решение многих задач и поиска информации. Эта тенденция приводит к потери активности субъектов, препятствует личностному росту, а также повышает вероятность возникновения психических расстройств, например, деперсонализации (Крайнюков, 2019, С. 25).
Также не менее серьёзными являются такие последствия, как зависимость от технических устройств; изменение в системе ценностей; нарушение границ и приватности вследствие постоянной возможности связаться с человеком. Наличие технических устройств стало потребностью, так как они выполняют множество дополнительных функций и воспринимаются как часть имиджа. Частой практикой стало отрицание проблем путем ухода в виртуальный мир. Деформация хронотопа — из-за развивающегося ускорения прогресса при сложности догнать его. Так же не менее важна тенденция одноразового потребления- новая модель телефона обесценивает предыдущую, и общения - знакомства легко и быстро возникают и так же прекращаются. Переход общения, обучения, игр и других видов деятельности в виртуальное пространство (Крайнюков, 2019, С. 26).
Перечисленные последствия вносят изменения в различные уровни организации психики: поведенческий, когнитивный, ценностно-смысловой, эмоциональный.
Киберсоциализация может обеспечить преимущества в коммуникации, образовании, саморазвитии, — онлайн-библиотеки и фильмотеки, всевозможные ресурсы для поиска информации, онлайн-курсы; но также включает в себя ряд онлайн-рисков, способных серьезно повлиять на психологическое благополучие молодых людей. В аспекте онлайн-коммуникаций стоит уделять особое внимание людям подросткового возраста, так как в сравнении со старшим поколением, вовлеченность в киберкоммуникацию среди молодежи наиболее высока. Помимо всего прочего, рассматриваемый нами пласт населения обладает наиболее низкой толерантностью к агрессивным и манипулятивным воздействиям со стороны иных пользователей Интернет-сети и непосредственно самой Интернет-среды. В совокупности данные факторы могут привести к нежелательным искажениям «образа Я» и деформации идентичности, которые, в свою очередь, влекут всевозможные девиации и разного типа эмоциональные расстройства (Хорошилов, 2019, С. 11).
Ресурсы, которые содержат деструктивный контент, блокируются государственными службами, но к ним возможно получить доступ через “darknet” (представляет собой систему не связанных между собой виртуальных туннелей, предоставляющая передачу данных в зашифрованном виде). Несмотря на то, что эта сеть может обеспечить неприкосновенность частной жизни и защиту от политических репрессий, «darknet» стал площадкой, где активно разворачивается преступная деятельность — терроризм, распространение детской порнографии, продажа оружия и наркотиков (Айсина, Нестерова, 2019, С. 46). Доступность этой системы может спровоцировать вовлечение подростков в преступную деятельность, их участие в психически и физически опасных действиях. Нельзя не отметить суицидальные сетевые сообщества, которые продолжают побуждать молодых людей самостоятельно наносить себе увечья.
Но также распространено мнение о том, что само по себе пребывание в киберпространстве не сказывается на психическом здоровье подростков. Так, например, согласно Т.Д. Марцинковской (Марцинковская, Орестова, 2017, С. 135), вовлеченности молодых людей в киберкоммуникации и растущему времени пребывания в сети однозначно нельзя приписывать негативные эффекты. Социальная дезадаптация грозит подростку только в случае неспособности к адекватному самоконтролю в использовании Интернет-ресурсов и неспособности «дать отпор» агрессивным и провокативным пользователям сети.
Об авторах:
Кулинич Маргарита Константиновна,
студентка бакалавриата;
Факультет психологии; Институт социальной инженерии; РГУ им. А.Н. Косыгина, Малая Калужская ул., 1; Москва, Россия;
e-mail: 201239@stud.rguk.ru

Халфина Камилла Ильнуровна,
студентка бакалавриата;
Факультет психологии; Институт социальной инженерии; РГУ им. А.Н. Косыгина, Малая Калужская ул., 1; Москва, Россия;
e-mail: 202453@stud.rguk.ru

Никитина Софья Павловна,
студентка бакалавриата;
Факультет психологии; Институт социальной инженерии; РГУ им. А.Н. Косыгина, Малая Калужская ул., 1; Москва, Россия;
e-mail: 201640@stud.rguk.ru
Список литературы:
1. Хорошилов Д.А. Оцифрованный разум: медиатизация социального познания в культуре, науке и искусстве // Социальная психология и общество. 2019.
2. Припорова Е.А., Агадуллина Е.Р. Социальные мотивы использования социальных сетей: анализ групп пользователей // Социальная психология и общество. 2019.
3. Айсина Р.М., Нестерова А.А. Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски // Социальная психология и общество. 2019.
4. Крайнюков С.В. Влияние современных информационных технологий на картину мира человека // Социальная психология и общество. 2019.
5. Марцинковская Т.Д., Орестова В.Р. Эстетическая парадигма в транзитивном мире / Т.Д. Марцинковская, В.Р. Орестова // Артикульт. 2017.