Психология развития

Рубрика: Развитие человека в образовательной, организационной, информационной (цифровой) среде

ЧЕЛОВЕК В ПРОСТРАНСТВЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ В ОНЛАЙН-СРЕДЕ

Авторы: Марченко Р.Г.

Язык:

Русский

Аннотация:

Изучены сущностные характеристики цифровизации образования на современном этапе, показаны «сильные» и «слабые» стороны дистанционного обучения с привлечением ИКТ-технологий. Проанализированы возможности оптимизации учебно-воспитательного процесса в онлайн-среде.

The essential characteristics of digitalization of education at the present stage are studied, the “strengths” and “weaknesses” of distance learning with the use of ICT technologies are shown. The possibilities of optimizing the educational process in the online environment are analyzed.

Полный текст:
ВВЕДЕНИЕ. Цифровизация образовательного процесса является одной из актуальных тем реорганизаций и инноваций педагогической деятельности во всех типах образовательных учреждений на современном этапе развития общества. В 2018 году были сформулированы приоритетные векторы развития образования в России, среди которых упоминается «цифровизация школы, обеспечение равного доступа к качественному образованию для всех» (Панюшкина М.А., 2018). Актуальность данной проблемы обостряется необходимостью обобщения опыта внедрения цифровых технологий в контексте организации обучения в условиях вынужденной самоизоляции (на фоне пандемии). Важность изучаемой темы связана с недостаточной изученностью всех факторов дистанционного обучения, влияющих на качество учебно-воспитательного процесса. 
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. В настоящее время человек включен в пространство цифровизации, процессы которой пронизывают все сферы социокультурной жизни, в том числе в организацию и осуществление образовательной деятельности. Опыт обучения и преподавания в онлайн-среде показывает, что в настоящее время такой способ реализации образования имеет ряд конкретных преимуществ, дает новые возможности самообучения и содержит огромный развивающий потенциал, в то же время включает в себя ряд проблем организации процесса обучения, дидактического и психолого-педагогического сопровождения, обеспечения качества учебно-воспитательной деятельности. Их решение составляет одну из актуальных задач инновационных решений в образовательной системе. 
Понятие и составляющие цифровизации образования 
Известно, что феномен цифровизации образования возник как следствие цифровизации экономики в целом. Такой процесс связан с преобразованием аналоговой информации в цифровую, с использованием электронных устройств, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и т.д. 
В условиях образовательных систем цифровизация обеспечивает внедрение комплекса инновационных технологий, влияющих на появление качественных сдвигов в реализации учебно-воспитательного процесса. К данным трансформациям относят такие сдвиги, как: 
1) преобразования, связанные с изменением целей образования, с ориентацией на становление ИКТ-компетенций обучающихся; 
2) трансформации в форме преподавания — с доминированием обучения в виртуальной среде; 
3) изменения в методах обучения, с интерактивными методами во главе; 
4) сдвиги в организации каналов и способов коммуникации в педагогическом взаимодействии, где ведущую роль играют электронные конференции, вебинары на образовательных платформах дистанционного обучения. Социальные сети и блоги; 
5) изменения в осуществлении документооборота, в котором ключевым способом хранения и обработки информации становится электронный. 
Таким образом, цифровизация становится неотъемлемой частью организации современного образовательного процесса и предполагает достаточно высокую степень ИКТ-компетенций как преподавателя, так и обучающихся. 
Опыт обучения и преподавания в онлайн-среде 
Для того чтобы охарактеризовать опыт обучения и преподавания в онлайн-среде, нами были систематизированы данные научных публикаций, а также исследований периодической печати, связанные с важностью решения актуальных проблем дистанционного обучения. Мы проанализировали достоинства и недостатки процессов цифровизации образования, сформулировали рекомендации по оптимизации дистанционного обучения. 
К основным достоинствам внедрения цифровых технологий в образовательный процесс относят: › доступность получения образования для широ
кого круга обучающихся, в том числе «работающих специалистов и маломобильных групп населения» (НиколаенкоМ.Н., 2018); 
› востребованность технологий дистанционного обучения в условиях карантина, пандемии и других чрезвычайных факторов, делающих очное обучение невозможным; 
› автоматизация многих операций учебного процесса, в том числе оценочного характера; › возможность работы с большими потоками обучающихся; 
› обеспечение богатого образовательного контента, вариативности предлагаемых контрольных заданий, 
› активизация самостоятельной работы обучающихся, активизация их исследовательской, творческой активности, возможности самообразования. Обучающийся в процессе цифровизации образования также имеет ряд преимуществ, cреди которых мы выделили следующие. 
1.	«Повышение компьютерной грамотности участников образовательного процесса» (Мельникова А.М., 2019), глубокое освоение ИКТ-компетенций, позволяющих грамотно и целесообразно использовать ресурсы интернет-пространства в целях самообучения. 
2.	Выработка умений работать с инструментами организации дистанционного обучения, применяя и в будущей профессиональной деятельности различные площадки для онлайн-образования, такие как Zoom, Etutorium и другие. 
3.	Возможность получать знания в удобных условиях и в соответствии с индивидуальным планом обучения. 
4.	Возможность отслеживать показатели успеваемости в электронном журнале, поддерживать связь с преподавателем, получать своевременную обратную связь, индивидуальную помощь и консультации. 
Однако современный опыт внедрения цифровых технологий в целях обеспечения качественного дистанционного обучения в условиях пандемии показал, что существует ряд нерешенных проблем в этой области. По меткому замечанию Н. Киясова, данному в контексте оценки дистанционного образования, оно стало похоже на «экспресс-доставку контента слушателям в условиях самоизоляции». (Н. Киясов, 2020). 
Эксперты в области образования указывают на ряд трудностей и противоречий, которые проявились в ходе опыта организации дистанционного образования в 2020 году. 
1.	Низкий уровень владения дистанционными технологиями у преподавателей (большинство преподавателей вуза оценивают степень владения как удовлетворительную). 
2.	Отсутствие живого диалога, «снижение уровня социализации обучающихся» (Мельникова А.М.). 
3.	Отсутствие возможности реализовать воспитательную работу в полном объеме, в рамках обеспечения субъект-субъектного взаимодействия. 
4.	Проблемы здоровьесбережения всех участников образовательного процесса, связанные с учетом функциональных состояний работоспособности организма, значительным превышением нагрузок на психическое и физическое состояние человека. Так, по данным Н.Б. Щербаковой, «динамика показателей умственной работоспособности обучающихся 14—15 лет более благоприятна при выполнении заданий на компьютере в течение 30 минут и характеризуется значительным утомлением школьников после 60-минутного непрерывного взаимодействия с компьютером» (Щербакова Н.Б., 2018). Данные факты требуют обеспечение минимизации вредных воздействий компьютера, в частности зрительного, физического и психического напряжения. 
5.	Проблемы оценивания, связанные с его формальным, обезличенным характером в контексте онлайн-обучения, а также с трудностями в идентификации личности обучающихся, достоверности полученных ответов и отсутствии фальсификации. 
6.	Отсутствие материально-технического обеспечения при организации дистанционного обучения на дому, недостаточное качество интернет-связи или ее отсутствие. 
7.	Низкий уровень преподавания либо отсутствие качественных ресурсов и онлайн-площадок с готовыми курсами обучения. 
Как показывает анализ, большинство проблем связаны с обеспечением качества дистанционного образования, причем как материально-технических возможностей, информационно-коммуникативных технологий, так и уровня компетенций преподавательского состава, достойного дидактического обеспечения учебного процесса в соответствии с целями определенной образовательной системы. 
Справиться с данными трудностями возможно как на уровне государственных решений, так и в связи с оптимизацией процессов информатизации в рамках отдельной образовательной организации. 
В настоящее время в РФ функционирует проект (информационный ресурс) «Современная цифровая образовательная среда в РФ» (neorusedu.ru), цель которого обеспечить доступ к онлайн-курсам по принципу «единого окна». Это необходимо для реализации принципов «виртуальной академической активности», обеспечения качественного образовательного контента для обучающихся, осуществления оценки качества онлайн-курсов. В рамках отдельных школ, институтов и университетов также необходим комплексный, многоуровневый подход к процессам внедрения цифровизации в содержание всех этапов учебного процесса. 
Заключение 
Итак, можно заключить, что при решении проблем цифровизации образования учебное заведение должно суметь «интегрировать существующие онлайн-сервисы в свою среду и адаптировать весь свой образовательный контент, обеспечивая доступ к нему всех обучающихся». 
При отлаженном механизме реализации онлайнобучения учебный процесс реализуется в электронной информационно-образовательной системе, обеспечивающей: › использование надежных интернет-платформ, для 
проведения онлайн-вебинаров и конференций; 
› внедрение автоматизированных форм контроля посещаемости и оценки знаний ( с использованием унифицированных контрольно-измерительных материалов); 
› проектирование разных типов занятий и соответствующих цифровых технологий, удобных и целесообразных как для студентов, так и для преподавателей; 
› грамотное дидактическое сопровождение учебного процесса, в том числе с обеспечением здоровьесберегающего подхода в образовании. 
Об авторах:
Марченко Раиса Геннадьевна, 
Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); 
проспект Вернадского, 84, корп. 8; Москва, Россия; 
e-mail: marchenko-rg@ranepa.ru 

Marchenko Raise G., 
Institute of Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); 
Prospect Vernadsky, 84, building. 8; Moscow, Russia.

Список литературы:
1.	Киясов Н. Как вузам решить проблемы, с которыми столкнулись преподаватели и студенты / Нурлан Киясов // Ведомости. — 12.04.2020. 
2.	Николаенко М.Н Цифровизация образования: перспективы и проблемы // В сборнике: Инвестиции, строительство, недвижимость как материальный базис модернизации и инновационного развития экономики Материалы VIII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под редакцией Т.Ю. Овсянниковой, И.Р. Салагор. 2018. С. 599—602. 
3.	Щербакова Н.Б., Новикова Т.П.Проблема здоровьесбережения обучающихся в условиях цифровизации образования // Colloquium-journal. 2018. № 10-6 (21). С. 62—64. 
4.	Панюшкина М.А.Проблема оценочной деятельности в условиях цифровизации образования // Интеграция наук. 2018. № 7 (22). С. 196—199. 
5.	Мельникова А.М.В сборнике: Транспрофессионализм как предиктор социально-профессиональной мобильности молодежи // Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Под научной редакцией Э.Ф. Зеера, В.С. Третьяковой. 2019. С. 403—406.