Психология развития

О журнале

В 90-е годы ХХ в. создаются организационно-методологические предпосылки нового научного издания в России, когда в стране в Академии при Президенте Российской Федерации начала работать кафедра Акмеологии и психологии профессиональной деятельности. В этой связи формируется научный коллектив, состоящий из учёных психологов, философов и социологов К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Деркача, Е.А. Климова, В.Г., Асеева, В.Г. Зазыкина, А.К. Марковой, Е.А. Яблоковой и других, которые дают начало научно-методическому обоснованию идеям продуктивно и поступательно развивающейся зрелой личности, достигающей пика в личностно-профессиональном развитии.

Параллельно в Санкт-Петербурге под руководством члена–корреспондента РАО Н.В. Кузьминой складывается научная школа, которая исследует фундаментальные вопросы развития способностей человека и их влияния на продуктивную деятельность во всех сферах жизнедеятельности. Общественной поддержкой научно-методической деятельности учёных становится выпуск с 1994 г. журнала «Акмеология» https://elibrary.ru/title_about.asp?id=8392 , который с этого времени издавался регулярно как научное периодическое рецензируемое издание.

В 2016 г. на базе этого журнала было создано его самостоятельное приложение «Развитие профессионализма» https://elibrary.ru/title_about.asp?id=63822 , нацеленное на информационно- и научно-образовательную, а также методическую поддержку молодых, прежде всего российских, исследователей и авторов в сфере в сфере личностного и профессионального развития человека и освещение соответствующих результатов постановочных и практических исследований, а также инновационных опытных разработок.

В 2019 г. с учетом актуального социального запроса, а также в условиях всеобъемлющей цифровизации средств массовой информации возникла идея ребрендинга данных изданий в формате альтернативного самостоятельного сетевого периодического издания «Психология развития и образования (российский журнал прикладных исследований) / Developmental and Educational Psychology (Russian Journal of Applied Research)», отвечающего современным международным требованиям, предъявляемым к научно-прикладной периодике, а также продолжающего развитие философских и современных научных идей о самореализации и самодвижении, самосовершенствовании личности на разных этапах жизни, непрерывного образования, профессионализации.

Сетевое периодическое издание «Психология развития и образования (российский журнал прикладных исследований) / Developmental and Educational Psychology (Russian Journal of Applied Research)» создано по решению Автономной некоммерческой организации «Центр развития и совершенствования личности «Акме» http://akmecenter.ru/ и зарегистрировано в Роскомнадзоре 30 мая 2019 г. https://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/?id=737931&page

Учредитель:

Издатель:

Центр развития и совершенствования личности «Акме»

Издательский дом «Народное образование»

Редакционная политика

Агапов Валерий Сергеевич — доктор психологических наук, профессор, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, член редакционной коллегии

Бехтер Анна Александровна – кандидат психологических наук, доцент, директор Психологического центра Тихоокеанского государственного университета; докторант РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Россия, Хабаровск), ответственный редактор (координация экспертной деятельности).

Гагарин Александр Валерьевич — доктор педагогических наук, профессор Института общественных наук РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Россия, Москва), ответственный редактор (научная редакция, взаимодействие с издателем).

Гришаева Юлия Михайловна — доктор педагогических наук, профессор Московского государственного областного университета, член редакционной коллегии.

Иванова Галина Павловна – доктор педагогических наук, профессор Московского государственного областного университета (Россия, Москва), член редакционной коллегии.

Кудрявцева Екатерина Львовна – PhD (образование), научный руководитель Международных сетевых лабораторий «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования», член правления и ученый секретарь Международного методического совета по многоязычию и межкультурной коммуникации ОЦ ИКаРуС, Грайфсвальдский университет (Германия, Мекленбург-Передняя Померания, Гутов), член редакционной коллегии.

Кушнир Алексей Михайлович – кандидат психологических наук, генеральный директор Издательского Дома «Народное образование» (Россия, Москва), член редакционной коллегии.

Лячина Светлана Николаевна – ответственный секретарь НИИ «Школьные технологии» (Россия, Москва), член редакционной коллегии (предварительная издательская подготовка, подписка,  распространение, взаимодействие с “РИНЦ”, “Информрегистр”)

Прокопенко Елизавета Сергеевна – магистр психологии (Россия, Москва), ответственный редактор-секретарь (предварительная издательская подготовка, взаимодействие с авторами)

Момбек Алия Ануарбековна — кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор Казахского национального педагогического университета имени Абая (Алматы, Казахстан), член редакционной коллегии.

Сайко Эди Викторовна – член-корреспондент РАО, доктор исторических наук, профессор, (Россия, Москва), член редакционной коллегии.

Сараева Надежда Михайловна – доктор психологических наук, профессор Забайкальского государственного университета (Россия, Чита), член редакционной коллегии.

Темнова Лариса Витальевна — доктор психологических наук, профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, член редакционной коллегии.

Федосенко Екатерина Владимировна — кандидат психологических наук, директор Научного центра развития личности «Акме» (Россия, Санкт-Петербург), ответственный редактор (координация международного сотрудничества).

Шуриков Алексей Викторович – ответственный секретарь ИД «Народное образование» (Россия, Москва), член редакционной коллегии (предварительная издательская подготовка, подписка,  распространение, взаимодействие с “РИНЦ”, “Информрегистр”)

  • Информационно- и научно-образовательная, а также методическая поддержка молодых исследователей, прежде всего российских, а также зарубежных авторов в сфере психологии, педагогики и образования.

  • Освещение и анализ результатов прикладных психолого-педагогических исследований и инновационных опытных разработок в сфере личностного и профессионального развития, непрерывного образования человека (Lifelong Learning Education).

  • Информирование практикующих психологов и педагогов в части актуальных технологий, методов и техник обучения и преподавания на разных ступенях образования и повышения квалификации.

Разделы и рубрики журнала представлены следующими ключевыми направлениями:

  • личностное и профессиональное развитие человека на разных этапах жизни
  • развитие человека в образовательной, организационной, информационной (цифровой) среде;
  • психология профессионального образования и подготовки человека;
  • психология профессиональной деятельности человека;
  • инновационные технологии в сфере обучения на разных этапах непрерывного образования человека;
  • сравнительное жизнеописание и рефлексивная психология выдающихся личностей.
  • стратегии жизненного успеха человека на разных возрастных этапах.

Разделы и рубрики журнала не являются «статичным набором направлений», они корректируется и уточняются в связи с актуальной потребностью психологической и педагогической науки и практики, авторов и читателей журнала, а также целевой направленностью и задачами того или иного тематического выпуска издания.

2 выпуска в год.

Журнал предоставляет непосредственный открытый доступ к своему контенту, исходя из следующего принципа: свободный открытый доступ к результатам исследований способствует увеличению глобального обмена знаниями.

Все рукописи статей, поступившие в редакцию журнала, проходят обязательное одностороннее и/или двустороннее анонимное («слепое») рецензирование (авторы рукописи не знают рецензентов и получают письмо с замечаниями за подписью главного или одного из ответственных редакторов).

Рецензирование статей осуществляется членами редакционной коллегии, а также приглашенными рецензентами – специалистами в соответствующей отрасли. Решение о выборе того или иного рецензента для проведения экспертизы статьи

принимает ответственный редактор по соответствующему направлению деятельности журнала, либо принимается коллективное решение редакционной коллегии журнала по той или иной кандидатуре рецензента.

Срок рецензирования может составить до 2-4-х недель, но по просьбе рецензента он может быть продлен.

Каждая статья изначально направляется 2 рецензентам (первый раунд). При необходимости привлекаются дополнительные рецензенты (второй, третий раунды). Каждый рецензент имеет право отказаться от рецензии в случае наличия явного конфликта интересов, отражающегося на восприятии и интерпретации материалов рукописи.

По итогам рассмотрения рукописи рецензент даёт рекомендации о дальнейшей судьбе статьи (каждое решение рецензента обосновывается):

— статья рекомендуется к публикации в настоящем виде;

— статья рекомендуется к публикации после исправления отмеченных рецензентом недостатков;

статья нуждается в дополнительном рецензировании другим специалистом;

— статья не может быть опубликована в журнале.

Если в рецензии содержатся рекомендации по исправлению и доработке статьи, редакция журнала направляет автору текст рецензии с предложением учесть их при подготовке нового варианта статьи или аргументировано (частично или полностью) их опровергнуть.

Доработка статьи не должна занимать более двух месяцев с момента отправки электронного сообщения авторам о необходимости внесения изменений. Доработанная автором статья повторно направляется на рецензирование. В случае отказа авторов от доработки материалов, они должны в письменной или устной форме уведомить редакцию о своем отказе от публикации статьи. Если авторы не возвращают доработанный вариант по истечении 3 месяцев со дня отправки рецензии, даже при отсутствии сведений от авторов с отказом от доработки статьи, редакция снимает её с учета. В подобных ситуациях авторам направляется соответствующее уведомление о снятии рукописи с регистрации в связи с истечением срока, отведенного на доработку.

Если у автора и рецензентов возникли неразрешимые противоречия относительно рукописи, редколлегия вправе направить рукопись на дополнительное рецензирование.

Решение в конфликтных ситуациях, а также решение об отказе в публикации принимает главный редактор или редактор, исполняющий на данный момент его обязанности.

Статья, не рекомендованная к публикации, к повторному рассмотрению не принимается. Сообщение об отказе в публикации направляется автору по установленным редакцией каналам электронной связи.

После принятия решения о допуске статьи к публикации редакция информирует об этом автора и указывает сроки публикации.

Оригиналы рецензий в электронном виде хранятся в редакции журнала в течение 3-х лет.

Текст данного раздела не является оригинальным, он включает материалы, рекомендованные издательством научной и медицинской литературы Elsevier https://www.elsevier.com/ , а также Международным Комитетом по публикационной этике (COPE) https://publicationethics.org/guidance

Редакция журнала «Психология развития и образования: российский журнал прикладных исследований» следует данному этическому кодексу как в работе с авторами, так и в процессе принятия решения о рекомендации рукописи к публикации, об отказе в публикации рукописи, об отзыве опубликованной статьи.

1. Введение

1.1. Публикация материалов в рецензируемых журналах не только является простым способом научных коммуникаций, но и вносит значительный вклад в развитие соответствующей области научного знания. Таким образом, важно установить стандарты будущего этичного поведения всех вовлеченных в публикацию сторон, а именно: Авторов, Редакторов журнала, Рецензентов, Издательства и Научного общества.

1.2. Издатель не только поддерживает научные коммуникации и инвестирует в данный процесс, но также несет ответственность за соблюдение всех современных рекомендаций в публикуемой работе.

1.3. Издатель берет на себя обязательства по строжайшему надзору за научными материалами. Наши журнальные программы представляют беспристрастный «отчет» развития научной мысли и исследований, поэтому мы также осознаем ответственность за должное представление этих «отчетов», особенно с точки зрения этических аспектов публикаций, изложенных в настоящем документе.

2. Обязанности Редакторов

2.1. Решение о публикации

Редактор журнала самолично и независимо несет ответственность за принятие решения о публикации, часто в сотрудничестве с соответствующим Научным обществом. Достоверность рассматриваемой работы и ее научная значимость всегда должны лежать в основе решения о публикации. Редактор может руководствоваться политикой Редакционной коллегии журнала, будучи ограниченным актуальными юридическими требованиями в отношении клеветы, авторского права, законности и плагиата.

Редактор может совещаться с другими Редакторами и Рецензентами (или должностными лицами Научного общества) во время принятия решения о публикации.

2.2. Порядочность

Редактор должен оценивать интеллектуальное содержание рукописей вне зависимости от расы, пола, сексуальной ориентации, религиозных взглядов, происхождения, гражданства или политических предпочтений Авторов.

2.3. Конфиденциальность

Редактор и Редакционная коллегия журнала обязаны без необходимости не раскрывать информацию о принятой рукописи всем лицам, за исключением Авторов, Рецензентов, возможных Рецензентов, других научных консультантов и Издателя.

2.4. Политика раскрытия и конфликты интересов

2.4.1 Неопубликованные данные, полученные из представленных к рассмотрению рукописей, нельзя использовать в личных исследованиях без письменного согласия Автора. Информация или идеи, полученные в ходе рецензирования и связанные с возможными преимуществами, должны сохраняться конфиденциальными и не использоваться с целью получения личной выгоды.

2.4.2 Редакторы должны брать самоотвод от рассмотрения рукописей (а именно: запрашивать Соредактора, Помощника редактора или сотрудничать с другими членами Редакционной коллегии при рассмотрении работы вместо самоличного рецензирования и принятия решения) в случае наличия конфликтов интересов вследствие конкурентных, совместных и других взаимодействий и отношений с Авторами, компаниями и, возможно, другими организациями, связанными с рукописью.

2.5. Надзор за публикациями

Редактор, предоставивший убедительные доказательства того, что утверждения или выводы, представленные в публикации, ошибочны, должен сообщить об этом Издателю (и/или в соответствующее Научное общество) с целью скорейшего уведомления о внесении изменений, изъятия публикации, выражения обеспокоенности и других соответствующих ситуации заявлений.

2.6. Вовлеченность и сотрудничество в рамках исследований

Редактор совместно с Издателем (или Научным обществом) принимают адекватные ответные меры в случае этических претензий, касающихся рассмотренных рукописей или опубликованных материалов. Подобные меры в общих чертах включают взаимодействие с Авторами рукописи и аргументацию соответствующей жалобы или требования, но также могут подразумевать взаимодействия с соответствующими организациями и исследовательскими центрами.

3. Обязанности Рецензентов

3.1. Влияние на решения Редакционной коллегии

Рецензирование помогает Редактору принять решение о публикации и посредством соответствующего взаимодействия с Авторами также может помочь Автору повысить качество работы. Рецензирование — это необходимое звено в формальных научных коммуникациях, находящееся в основе научного подхода. Издатель разделяет точку зрения о том, что все ученые, которые хотят внести вклад в публикацию, обязаны выполнять существенную работу по рецензированию рукописи.

3.2. Исполнительность

Любой выбранный Рецензент, чувствующий недостаточно квалификации для рассмотрения рукописи или не имеющий достаточно времени для быстрого выполнения работы, должен уведомить Редактора журнала и попросить исключить его из процесса рецензирования соответствующей рукописи.

3.3. Конфиденциальность

Любая рукопись, полученная для рецензирования, должна рассматриваться как конфиденциальный документ. Данную работу нельзя открывать и обсуждать с любыми лицами, не имеющими на то полномочий от Редактора.

3.4. Требования к рукописи и объективность

Рецензент обязан давать объективную оценку. Персональная критика Автора неприемлема. Рецензентам следует ясно и аргументировано выражать свое мнение.

3.5. Признание первоисточников

Рецензентам следует выявлять значимые опубликованные работы, соответствующие теме и не включенные в библиографию к рукописи. На любое утверждение (наблюдение, вывод или аргумент), опубликованное ранее, в рукописи должна быть соответствующая библиографическая ссылка. Рецензент должен также обращать внимание Редактора на обнаружение существенного сходства или совпадения между рассматриваемой рукописью и любой другой опубликованной работой, находящейся в сфере научной компетенции Рецензента.

3.6. Политика раскрытия и конфликты интересов

3.6.1 Неопубликованные данные, полученные из представленных к рассмотрению рукописей, нельзя использовать в личных исследованиях без письменного согласия Автора. Информация или идеи, полученные в ходе рецензирования и связанные с возможными преимуществами, должны сохраняться конфиденциальными и не использоваться с целью получения личной выгоды.

3.6.2. Рецензенты не должны участвовать в рассмотрении рукописей в случае наличия конфликтов интересов вследствие конкурентных, совместных и других взаимодействий и отношений с любым из Авторов, компаниями или другими организациями, связанными с представленной работой.

4. Обязанности Авторов

4.1. Требования к рукописям

4.1.1 Авторы доклада об оригинальном исследовании должны предоставлять достоверные результаты проделанной работы также, как и объективное обсуждение значимости исследования. Данные, лежащие в основе работы, должны быть представлены безошибочно. Работа должна содержать достаточно деталей и библиографических ссылок для возможного воспроизведения. Ложные или заведомо ошибочные утверждения воспринимаются как неэтичное поведение и неприемлемы.

4.1.2. Обзоры и научные статьи также должны быть точными и объективными, точка зрения Редакции должны быть четко обозначена.

4.2. Доступ к данным и их хранение

У Авторов могут быть запрошены необработанные данные, имеющие отношение к рукописи, для рецензирования Редакторами. Авторы должны быть готовы предоставить открытый доступ к такого рода информации (согласно ALPSP-STM Statement on Data and Databases), если это осуществимо, и в любом случае быть готовы сохранять эти данные в течение адекватного периода времени после публикации.

4.3. Оригинальность и плагиат

4.3.1 Авторы должны удостовериться, что представлена полностью оригинальная работа и в случае использования работ или утверждений других Авторов должны предоставлять соответствующие библиографические ссылки или выдержки.

4.3.2 Плагиат может существовать во многих формах, от представления чужой работы как авторской до копирования или перефразирования существенных частей чужих работ (без указания авторства) и до заявления собственных прав на результаты чужих исследований. Плагиат во всех формах представляет собой неэтичные действия и неприемлем.

4.4. Множественность, избыточность и одновременность публикаций

4.4.1 В общем случае Автор не должен публиковать рукопись, по большей части посвященную одному и тому же исследованию, более чем в одном журнале как оригинальную публикацию. Представление одной и той же рукописи одновременно более чем в один журнал воспринимается как неэтичное поведение и неприемлемо.

4.4.2. В общем случае Автор не должен представлять на рассмотрение в другой журнал ранее опубликованную статью.

4.4.3. Публикация определенного типа статей (например, клинических рекомендаций, переводных статей) в более чем одном журнале является в некоторых случаях этичной при соблюдении определенных условий. Авторы и Редакторы заинтересованных журналов должны согласиться на вторичную публикацию, представляющую обязательно те же данные и интерпретации, что и в первично опубликованной работе.

Библиография первичной работы должна быть представлена и во второй публикации. Более подробную информацию о допустимых формах вторичных (повторных) публикаций можно найти на странице www.icmje.org.

4.5. Признание первоисточников

Необходимо всегда признавать вклад других лиц. Авторы должны ссылаться на публикации, которые имеют значение для выполнения представленной работы. Данные, полученные приватно, например, в ходе беседы, переписки или в процессе обсуждения с третьими сторонами, не должны быть использованы или представлены без ясного письменного разрешения первоисточника. Информация, полученная из конфиденциальных источников, такая как оценивание рукописей или предоставление грантов, не должна использоваться без четкого письменного разрешения Авторов работы, имеющей отношение к конфиденциальным источникам.

4.6. Авторство публикации

4.6.1 Авторами публикации могут выступать только лица, которые внесли значительный вклад в формирование замысла работы, разработку, исполнение или интерпретацию представленного исследования. Все те, кто внес значительный вклад, должны быть обозначены как Соавторы. В тех случаях, когда участники исследования внесли существенный вклад по определенному направлению в исследовательском проекте, они должны быть указаны как лица, внесшие значительный вклад в данное исследование.

4.6.2. Автор должен удостовериться, что все участники, внесшие существенный вклад в исследование, представлены как Соавторы и не приведены в качестве Соавторов те, кто не участвовал в исследовании, что все Соавторы видели и одобрили окончательную версию работы и согласились с представлением ее к публикации.

4.7. Риски, а также люди и животные, выступающие объектами исследований

4.7.1 Если работа предполагает использование химических продуктов, процедур или оборудование, при эксплуатации которых возможен какой-либо необычный риск, Автор должен четко обозначить это в рукописи.

4.7.2 Если в работе предполагается участие животных или людей как объектов исследования, Авторы должны удостовериться, что в рукописи указано, что все стадии исследования соответствуют законодательству и нормативным документам исследовательских организаций, а также одобрены соответствующими комитетами. В рукописи должно быть четко отражено, что от всех людей, ставших объектами исследований, получено информированное согласие. Необходимо всегда следить за соблюдением прав на неприкосновенность частной жизни.

4.8. Политика раскрытия и конфликты интересов

4.8.1 Все Авторы обязаны раскрывать в своих рукописях финансовые или другие существующие конфликты интересов, которые могут быть восприняты как оказавшие влияние на результаты или выводы, представленные в работе.

4.8.2 Примеры потенциальных конфликтов интересов, обязательно подлежащих раскрытию, включают работу по найму, консультирование, наличие акционерной собственности, получение гонораров, предоставление экспертных заключение, патентная заявка или регистрация патента, гранты и другое финансовое обеспечение. Потенциальные конфликты интересов должны быть раскрыты как можно раньше.

4.9. Существенные ошибки в опубликованных работах

В случае обнаружения Автором существенных ошибок или неточностей в публикации, Автор должен сообщить об этом Редактору журнала и взаимодействовать с Редактором с целью скорейшего изъятия публикации или исправления ошибок. Если Редактор или Издательство получили сведения от третьей стороны о том, что публикация содержит существенные ошибки, Автор обязан изъять работу или исправить ошибки в максимально короткие сроки.

5. Обязанности Издательства

5.1 Издатель должен следовать принципам и процедурам, способствующим исполнению этических обязанностей Редакторами, Рецензентами и Авторами журнала в соответствии с данными требованиями. Издатель должен быть уверен, что потенциальная прибыль от размещения рекламы или производства репринтов не повлияла на решения Редакторов.

5.2. Издательство должно оказывать поддержку Редакторам журнала в рассмотрении претензий к этическим аспектам публикуемых материалов и помогать взаимодействовать с другими журналами и/или Издательствами, если это способствует исполнению обязанностей Редакторами.

5.3. Издатель должен способствовать надлежащей практике проведения исследований и внедрять отраслевые стандарты в целях совершенствования этических рекомендаций, процедур изъятия и исправления ошибок.

5.4 Издатель должен обеспечить соответствующую специализированную юридическую поддержку (заключение или консультирование) в случае необходимости.

(по материалам, размещенным на официальных сайтах издательства научной и медицинской литературы Elsevier https://www.elsevier.com/ , а также Международного Комитета по публикационной этике (COPE) https://publicationethics.org/guidance )