Психология развития

Рубрика: Личностное и профессиональное развитие человека на разных этапах жизни

ПРОЯВЛЕНИЕ КАРЬЕРНОЙ ГОТОВНОСТИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Авторы: Рыбаков Егор Алексеевич

Язык:

Русский

Аннотация:

Проанализировано формирование карьерной готовности студентов в контексте социально-
психологических исследований. Выявлены критерии и показатели формирования у студентов карьерной готовности. Приведены результаты эмпирического исследования: взаимосвязь развития совместной деятельности и карьерной готовности студентов.

The article analyzes the formation of students ‘ career readiness in the context of socio-psychological research. The criteria and indicators of the formation of students ‘ career readiness are identified. The results of an empirical study are presented: the relationship between the development of joint activities and the career readiness of students.

Полный текст:
Развитие научно-педагогической мысли последних лет свидетельствует о том, что сегодня по всем направлениям социально-психологических исследований необходимо сотрудничество, совместная деятельность, но этим операциям не учат в вузах, чаще говорят о конкуренции, конкурентоспособности. Вместе с тем, в современном мире, имеющем узкопредметную дифференциацию, для большинства субъектов учения становится значимой ориентация на четко выстроенную карьеру. Предлагается возможность автономной динамики идей, их внутренних связей и созидательной силы, отсюда возникает противоречие между необходимостью формирования карьерной готовности выпускников вузов и отсутствием технологий вторичной социализации. Истоки исследований совместной деятельности находит в психологии управления подход, описанный Е.И. Кудрявцевой, Т.С. Кабаченко и др. Особое внимание уделено пониманию управления и механизмам управленческого понимания, оказывающие воздействие на интеграцию и взаимодействие, влияющие на стратегический организационный выбор значимый в условиях гиперконкуренции. Индивидуальная управленческая концепция формулируется Е.И. Кудрявцевой как «системное когнитивное образование, включающее представления субъекта о смыслах, целях, средствах, границах управления, критериях определения управленческой проблемы, оценке собственной позиции по отношению к управленческой ситуации и роли в ней иных субъектов» [1] и определяется личностными характеристиками субъекта управленческой деятельности, особенно - мотивами и ценностями. Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее и увереннее в решении различных проблем. Принадлежность к определенной группе, например к профессиональной ассоциации, может обеспечивать ее члену престижное положение в обществе, в коллективе, среди родственников и знакомых. При этом одновременно будет удовлетворяться и потребность в самоуважении. Объединение людей в группы может также увеличивать власть ее членов. Одним из аспектов изучения малой академической группы является групповая интеграция - состояние группы, характеризующееся признаками психологического единства, ее целостности как социальной общности. Механизмы групповой интеграции представлены в теории А.В. Петровского [2], на примере которой группа условно представляется из трех слоев. Каждый слой связан с особым принципом построения отношений между ее членами и соответствующим им уровнем развития: в поверхностном слое, имеют место непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональном восприятии друг друга; во втором слое имеют место отношения, основанные на совместной деятельности, а в третьем развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Малая группа в социально-психологическом отношении начинается с их сплочения в общность, оказывающую обратное влияние на каждого своего члена. Чтобы понять, как группа влияет на входящего в нее человека, социальные психологи изучают процессы групповой сплочённости и группового давления. Схема преобразования действий в совместной деятельности, представленная В.Я Ляудисом, она представлена в виде пирамиды, описывающие следующие процессы: введение в деятельность, разделенные действия, имитируемые действия, поддержанные действия, саморегулируемые действия, самопобуждаемые действия, самоорганизуемые действия, партнерство. Терминологическое понимание карьеры уточняется в трудах С.Д. Резника [3], он определяет «карьеру» как успешное продвижение какой-либо сфере профессиональной деятельности. Так же несколько подходов к понятию «карьера» предлагают В.И. Игнатов, А.В. Понеделков, В.К. Белолипецкий [4]: процессуальный, статусный, ценностный и индивидные подходы. В понимании карьерной успешности мы ориентируемся на исходную готовность к самореализации. Показателями формирования карьерной готовности рассматриваются мотивационный, операциональный и личностный компоненты. В основе мотивационного компонента отмечается целый ряд мотивов, такие как: власть, самореализация, самоутверждение, «решение сложных проблем общечеловеческом масштабе» и др. В то же время рассматриваются причины ухода кадров из сферы образования, вызванную низкой мотивацией по ряду причин - низкая заработная плата, утрата ощущения социальной значимости, потеря интереса и др. Операциональный компонент, предполагает состояние карьерной готовности и определяет требования к кадрам: умение ориентироваться в меняющейся обстановке и нахождение нестандартных решений, использование современных информационно-коммуникативных технологий, владение компетентностными и личностно-ориентированными подходами в системе переподготовки кадров и повышения квалификации. Личностные условия успешной карьеры включают элементы: стаж деятельности, способ соответствия человека и условия, мета-умения личности. Используя теоретические основания нами экспериментально проверен уровень готовности студентов к построению собственной карьеры. В исследовании участвовали 48 студентов московского вуза МФЮА, выборка рандомизирована. В результате проведения квазиэксперимента выявлены стили совместной деятельности групп. На следующем этапе в этих группах проверяется уровень готовности к построению собственной карьеры. В группах с «недостаточным» типом карьерной готовности наиболее распространены взаимоотношения, основанные на непосредственных контактах. В группе максимально ценятся стабильные и комфортные условия работы, снижена адаптация к меняющимся обстоятельствам. Обнаруживается конфликт между стремлением к переменам и создающимся напряжением, когда эти перемены происходят. Совместная деятельность в группе не расценивается как среда для самосовершенствования. В группе «достаточного» типа карьерной готовности наиболее распространенным типом совместной деятельности является - учебная деятельность. Продуктивный уровень взаимодействия постигается эпизодически. Невербальная креативность не оценивается группой как необходимое свойство, что сказывается на снижении уровня решения задач. Самосовершенствование и интерес к деятельности компенсируется взаимоотношениями, которые служат неким якорем в устойчивости деятельности. В группе с «совершенным» типом карьерной готовности в равной степени доминируют эмоциональные предпочтения и совместная деятельность в достижении общегрупповых целей. Выявлены значимые взаимосвязи, свидетельствующие о стремлениях не только к соответствующим условиям работы, но и к ее структурированию. Разнообразие в деятельности достигается за счет ее творческого обогащения. Мощная комбинация сочетания самосовершенствования и интереса к выполняемой работе располагает к готовности постоянного обучения и преданности к своему делу. Таким образом нами полностью подтверждена гипотеза экспериментального исследования - актуализация в студенческих группах разных видов активности совместной деятельности связана со спецификой доминирования определенного вида групповой интеграции, а также составляющими карьерной готовности.
Об авторах:
Рыбаков Егор Алексеевич,
студент аспирантуры; РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; проспект Вернадского, 82; Москва, Россия; e-mail: rybakovegor@yandex.ru
Список литературы:
1. Кудрявцева Е.И. Индивидуальная управленческая концепция: феноменология и методика оценки управленческого усилия// Управленческое консультирование. 2013, № 12(60), с. 106.
2. Петровский А.В. Личность и феномены группового общения // Вопросы психологии личности. — Ульяновск, 1977. — С. 37–41
3. Резник С.Д. Управление личной карьерой. — Пенза: ПГУАС, 2004. — 268 стр.
4. Храмова О.Б. Карьерное развитие студентов в процессе получения образования: автореферат дис. к.п.н., М.: 2013 — 26 с.