Психология развития

Рубрика: Личностное и профессиональное развитие человека на разных этапах жизни

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ У СТУДЕНТОВ

Авторы: Плохоцкий Антон Игоревич, Ковалев Виктор Вячеславович

Язык:

Русский

Аннотация:

В данной работе рассмотрены: а) описание процедуры эмпирического исследования взаимосвязи эмоционального выгорания и типологических особенностей нервной системы у студентов с различными показателями академической успеваемости; б) методика изучения типологических особенностей нервной системы респондентов; в) методика изучения эмоционального выгорания респондентов.

In this study we consider: a) a) a procedure description for empirical study of the interrelation of emotional burnout and the typological properties of the nervous system of students with various indicators of academic performance; b) a methodology for studying the typological properties of the nervous system of respondents; c) a methodology for studying the emotional burnout of respond-ents.

Полный текст:
Эмоциональное выгорание является в настоящем одним из самых распространенных предметов междисциплинарных исследований, поскольку стремительно и беспрерывно меняющееся общество всё чаще диктует условия для его появления у всех слоёв населения. Наиболее яркое отражение проблемы выгорания можно найти в работах, характеризующих профессиональную сферу, однако все чаще начинают встречаться публикации, представляющие исследования эмоционального выгорания уже на стадии профессиональной подготовки - среди студентов высших учебных заведений, а иногда и учащихся школ. Вопреки всему множеству как имеющихся исследований эмоционального выгорания у специалистов разных профессий, так и набирающих популярность работ, описывающих выгорание у студентов высших учебных заведений, вопрос о его возможной взаимосвязи с индивидуально-типологическими особенностями нервной системы (сокращ. - НС) в научной литературе практически не освещается. Более того, существуют работы, указывающие на преемственность именно психофизиологического направления в исследовании (Котова, 2013). Принимая во внимание неизбежность рисков возникновения выгорания в современном темпе жизненных условий, стоит первоочередно задаться вопросом не о попытках поиска конкретных предикторов выгорания в погоне за устранением его симптоматики на начальных этапах. Для решения такого рода задачи необходим иной взгляд на проблематику выгорания, который рассматривал бы само явление скорее, как устойчивое психоэмоциональное состояние человека и был направлен на поиск способов минимизации его негативного воздействия на психическое и физическое здоровье человека. На наш взгляд подобная диагностика должна содержать не просто оценку психических свойств личности, но прежде всего природно-конституциональную составляющую НС, поскольку именно дифференциально-психофизиологические свойства организма играют ведущую роль в его адаптации к изменениям внешней среды, а влияние эмоционального выгорания на соматический статус человека будет сперва зависеть именно от конституциональных особенностей его НС. Цель эмпирического исследования: изучить взаимосвязь эмоционального выгорания, типологических особенностей нервной системы и академической успеваемости у студентов. Основная гипотеза исследования: существует взаимосвязь между эмоциональным выгоранием, типологическими особенностями нервной системы и академической успеваемостью у студентов. Подробные теоретические представления об идеях формулировки данной гипотезы были схематично представлено в предшествующей публикации (Ковалев, Плохоцкий, 2020).  Данные о выборке В исследовании приняли участие 100 студентов 2, 3, и 4 курсов, обучающихся по пяти психологическим профилям бакалавриата и специалитета двух московских ВУЗов. Решение о создании выборки такой профессиональной направленности было основано на том, что представители социальных профессий наиболее подвержены рискам возникновения выгорания и психологи занимают среди них лидирующие позиции. С другой стороны, многие современные работы указывают, что студенты не менее подвержены рискам выгорания, чем действующие специалисты. В число выборки вошли 13 мужчин и 87 женщин (что в целом отражает реальное гендерное соотношение среди студентов психологических профилей обучения), возрастной диапазон от 18 до 22 лет (среднее значение 19,34 ± 1,23 года).  Процедура организации и проведения эмпирического исследования Сбор эмпирических данных осуществлялся в период с февраля по октябрь 2020 года в формате комплексного исследования. Оно включало очную и заочную оценку у респондентов группы психологических и психофизиологических качеств. С одной стороны, исследование индивидуально-типологических особенностей НС (сила-слабость и лабильность), проводилось на АПК «Активациометр» в очном формате с каждым респондентом лично. С другой - оценка опросником Maslach Burnout Inventory (сокарщ. - MBI) структурных компонентов эмоционального выгорания (психоэмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений) и их общего интегрального показателя. проводилась в заочном формате с применением интернет-ресурса Google Forms. Ссылка на анкету была создана в виде QR-кода с помощью онлайн-генератора QR-кодов и представлялась респондентам сразу после прохождения очного этапа исследования. Возможность реализации обоих этих этапов потребовала от нас внимательного изучения и подбора психодиагностического инструментария, разработкой которого в свое время занимались многие отечественные и зарубежные ученые.  Сбор и обработка данных академической успеваемости респондентов Информация об академической успеваемости всех участников исследованиям была собрана посредством подсчёта среднего балла зачётной книжки каждого из респондентов в период последних двух сессий. Здесь необходимо отметить, что более точные данные об успеваемости могли бы быть получены путем сбора данных об учебном рейтинге студентов (представляющего собой стобалльную шкалу), однако сложность вызвало отсутствие такого рейтинга у некоторых учебных профилей, в связи с чем было принято решение использовать «классическую» - пятибалльную систему оценивания академической успеваемости студентов. В результате анализа академической успеваемости студенты были ранжированы на три группы исходя из следующих критериев: Средняя оценка от 3,0 до 3,4 баллов - Слабоуспевающие или «Троечники»; Средняя оценка от 3,5 до 4,4 - Среднеуспевающие или «Хорошисты»; Средняя оценка от 4,5 до 5,0 - Успевающие или «Отличники». В Таблице 1 отображены результаты распределения академической успеваемости по выборке.  Методика изучения типологических особенностей нервной системы респондентов Для диагностики нейродинамических свойств НС нами также было рассмотрено несколько способов оценки выбранных характеристик силы-слабости и лабильности. На основании проведенного сравнительного анализа инструментальных и неинструментальных диагностических методов, был выбран АПК «Активациометр АЦ-9К», разработанный международным практическим объединением «Акцептор». Данное устройство неоднократно проходило сертификацию и апробацию включенных в себя психодиагностических и психокоррекционных методов и имеет 39 соответствующих документов (Цагарелли, 2009, С. 29). АПК «Активациометр» многофункционален, и позволяет производить системную психологическую диагностику и коррекцию большого множества параметров. Тем не менее, его специальное преимущество отдается именно работе с нейродинамическими характеристиками и функциональному состоянию человека, что послужило одной из основных причин применения его в нашей работе. Так, для оценки свойства силыслабости НС «Активациометр» имеет «устройство для диагностики и коррекции чувства темпа», состоящего из диска для теппинг-теста, специального щупа с наконечником и встроенного акустического метронома (Цагарелли, 2009, С. 39). Для оценки лабильности НС в АПК имеется «устройство для регистрации критической частоты световых мельканий», состоящее из светодиода импульсов световых мельканий, специальной кнопки испытуемого и автоматизированной цифровой индикации, отображаемой на мониторе компьютера (Цагарелли, 2009, С. 38). Для интерпретации получаемых результатов АПК также имеет универсальную диагностическую шкалу, состоящую из 25 пунктов, где каждый промежуток соответствует определенному уровню выраженности диагностируемого параметра: › пункты 1-5 соответствуют низкому уровню; › пункты 6-10 соответствуют уровню ниже среднего; › пункты 11-15 соответствуют среднему уровню; › пункты 16-20 соответствуют уровню выше среднего; › пункты 21-25 соответствуют высокому уровню.  Методика изучения эмоционального выгорания респондентов Исторически диагностика эмоционального выгорания проводилась методами структурированного интервью (Forney, Wallace-Schutzman, Wiggers, 1982), самооценки (Rafferty, Lemkou, Purdy, 1996), и даже с использованием проективных рисуночных методик (Haak, Jones, Roose, 1984). В нынешних же реалиях наиболее валидными и надежными методами диагностики выгорания признаны классические тестовые опросники, разнообразие и доступность которых достаточно высоки. Анализ и подбор такого диагностического инструментария конкретно под данную работу осуществлялся с учетом специфики выборки и условий проведения эмпирического исследования. Наш выбор остановился в пользу методики MBI, разработанный C. Maslach и S. Jackson в 1986 году (Maslach, Jackson, Leiter, 1996). Её адаптация была проведена в 2001 году Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой (Водопьянова, Старченкова, 2009). Методика предназначена для оценки ключевых критериев выгорания - эмоционального истощения (англ. «Emotional exhaustion»), деперсонализации (англ. «Depersonalization») и редукции личных достижений (англ. - «Reduced personal accomplishment»), а также интегрального показателя эмоционального выгорания. Существуют иные, не менее популярные на сегодняшний день, методики диагностики эмоционального выгорания: опросник психического выгорания для работников социальных профессий В.Е. Орла и И.Г. Сенина (Орёл, 2005), методика диагностики профессионального выгорания В.В. Бойко (Бойко, 2000) и др. Однако, эти методики обладают некоторыми недостатками применительно к нашему исследованию (большое количество вопросов, невозможность применения на выборке студентов, иные теоретические базисы описания выгорания и т.д.), в связи с чем было принято решение использовать опросник MBI. Опросник достаточно компактен в своем применении (состоит из 22 пунктов и шести вариантов ответа: «Никогда», «Очень редко», «Иногда», «Часто», «Очень часто» и «Всегда»), проходил повторную валидизацию и неоднократно использовался в эмпирических работах на студенческих выборках. Подсчёт результатов производится посредством суммации баллов для каждого компонента в соответствии с ключом. Полученные суммы соотносятся с тестовыми нормами и переводятся в значения согласно шкальным оценкам (см. Таблица 2). Диагноз выгорания может быть поставлен как по интегральному показателю, так и по отдельным его компонентам. Первый высчитывается посредством суммации шкальных оценок всех трёх компонентов. общий вариант стимульного материала, но и множество профессионально-ориентированных вариантов (для инженерно-технических работников, коммерческого персонала, продавцов, медицинских работников, сотрудников правоохранительных органов и др.), его применение на студенческих выборках, непосредственно связанных с учебной деятельностью, отсутствует. В связи с этим нами был использован общий вариант опросника и сформированы уточнения и указания конкретно на учебный процесс и условия обучения респондентов. Таким образом, нами была сформирована диагностическая батарея методик, которая была дополнена вопросами о социально-демографических особенностях респондентов (пол, возраст, направления обучения и курс). Все данные респондентов, полученные в ходе и результате исследования, были занесены в сводную таблицу Microsoft EXCEL, дополнены социально-демографической информацией (пол, возраст) и показателями академической успеваемости. Дальнейшим шагом в данной работе послужит проверка основной гипотезы о существовании взаимосвязь между эмоциональным выгоранием, типологическими особенностями НС и академической успеваемости у студентов. С этой целью предполагается применение корреляционного анализа с использованием коэффициента ранговой корреляции r-Спирмена в программе IBM SPSS Statistics 20. Результаты исследования и их обсуждение планируются к публикации в недалекой перспективе.
Об авторах:
Плохоцкий Антон Игоревич,
студент магистратуры; Факультет психологии; Институт общественных наук; РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; проспект Вернадского, 82; Москва, Россия; e-mail: plokhotskiy.a@yandex.com

Ковалев Виктор Вячеславович,
кандидат психологических наук, доцент кафедры Общей психологии; Факультет психологии; Институт общественных наук; РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; проспект Вернадского, 82; Москва, Россия; e-mail: ko-valev_v@bk.ru
Список литературы:
1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Сударыня, 2000. 105 с.
2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. СПб.: Питер, 2009. 440 с.
3. Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие — Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 76 с.
4. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. М.: Институт психологии РАН, 2005. 450 с.
5. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. М.: Институт психологии РАН, 2005. 450 с.
6. Плохоцкий, А.И., Ковалев В.В. Теоретические представления о взаимосвязи эмоционального
выгорания и типологических особенностях нервной системы у студентов с различными показателями академической успеваемости. Психология развития и образования. (российский журнал прикладных исследований). 2020. № 1. С. 31–33.
7. Forney D.S., Wallace-Schutzman F., Wiggers T.T. Burnout among career development professionals:
Preliminary findings and implications. The Personnel and Guidance Journal. Vol. 60 (7). 1982. PP. 435–439.
8. Haak M. Jones J.W. Roose T. Occupational burnout among librarians. Drexel Library Quarterly. Vol. 20 (2). 1984. PP. 46–72.
9. Maslach C., Jackson S.E., Leiter M.P. Maslach Burnout Inventory Manual (Third Edition). Palo Alto, California: Consulting Psychological Press, Inc., 1996. 52 p.
10. Rafferty J.P., Lemkou J.P., Purdy R.R. Validity of the Maslach Burnout Inventory for family practice physicians // Journal of Clinical Psychology. Vol. 42. 1986. PP. 488–492.