Психология развития

Рубрика: Личностное и профессиональное развитие человека на разных этапах жизни

ЭТОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОНЛАЙН-КУРСА

Авторы: Гагарин Александр Валерьевич

Язык:

Русский

Аннотация:

Интерактивный курс «Этология и сравнительная психология» был разработан для студентов бакалавриата факультета «Liberal Arts» и апробирован в 2020-21 учебном году в формате дистанционного (онлайн) обучения. В содержательной части курса отражён взгляд на актуальные вопросы развития современных направлений и трендов, прежде всего, в сфере этологии животных. Информация адресована студентам и преподавателям высших учебных заведений. Полная версия курса в онлайн представлена на специальном ресурсе (Ecological development, 2021). В следующем учебном году предполагается реализация курса в смешанном (очно-дистанционном) формате. В предлагаемой публикации приводится дайджест
(структура, тематика, технологические формы) данного курса.

Interactive course «Ethology and comparative psychology» developed for students of the faculty «Liberal Arts». It was tested in the 2020-21 school year in the format of e-learning. In the content: current classical and modern trends and trends, primarily in animal ethology. The information is addressed to students and teachers of higher educational institutions. The full version of the course is online on the Ecological development website (2021). In the next academic year, a course is planned in a mixed (full-time and distance) format. The article provides the digest (structure, subject, technological forms) of this course.

 

Полный текст:
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00322 («Поликультурное проектирование экологического развития личности в цифровом образовании»). 2 The reported study was funded by RFBR according to the research project № 19-013-00322 («Multicultural design of ecological development of personality in digital education»). 

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ


Дисциплина построена в формате девяти последовательных учебных триад. Триада - организационная единица (три учебных пары, или две учебных пары + проектное задание). Триада - самостоятельный тематический блок, содержательно выстроенный по принципу «от классики к современности». Триада - алгоритм реализации цикла дидактических целей: вводный интерактив => теория (актулизация) => практика (закрепление) => онлайн-аналитика => экспресс-дискуссия => тест-самопроверка => проектное задание (рефлексия). Первая триада - вводная, предполагает актуализация в учебной дисциплине. Предпоследняя (восьмая) - итоговая конференция (рефлексия). Каждая из восьми основных триад тематически посвящена одному из классических и одному из современных трендов развития науки и практики в сфере изучения поведения животных. Общая проблематика курса может быть определена как социальное поведение животных, включая такие его аспекты, как эволюция, интеллект, внутри- и межвидовые коммуникации.  

1. УЧЕБНЫЕ ТРИАДЫ И ТЕМЫ  

Зеленая триада Поведение животных: эволюция, интеллект, внутри- и межвидовые коммуникации (введение).  Синяя триада Поведение животных: проблемное поле.  Салатовая триада Эволюция поведения: от инстинкта до интеллекта (неоднозначная интерпретация)
Бирюзовая триада Эволюция поведения: от оперантного к социальному   Желтая триада Социальное поведение животных: теории и эксперименты.  Лиловая триада Социальное поведение животных: практики, методы, перспективы.  Розовая триада Социальное поведение животных: внутрии межвидовые коммуникации.  Оранжевая триада Социальное поведение животных: внутрии межвидовые коммуникации (учебная конференция по итогам выполнения групповых проектов).  Красная триада Аттестация: итоговый проверочный тест, зачет по рейтингу.  

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Зеленая триада Преамбула: «Этоло´гия (др.-греч. ἦθος «характер» +-λογία «наука») - изучает генетически обусловленное поведение животных, в т.ч. людей. Термин ввёл в 1859 г. французский зоолог Изидор Жоффруа Сент-Илер». О чем и зачем: Что есть поведение, какое оно бывает и как его понять? Каковы границы поведенческой науки? Каковы ее основные понятия? Каково ее проблемное поле? Что такое поведенческая психология? Что такое адаптивное поведение? Что есть социально-психологические эффекты?  Синяя триада Преамбула: «Появление вместе с животной формой жизни поведения знаменуется переходом от неопосредованной (допсихической) внешней активности к активности, опосредованной отражением предметной действительности (т.е. психическим отражением) …» (Фабри К.Э., 1976). О чем и зачем: Каковы актуальные проблемы поведенческих исследований? Как регулируется поведение и какова его функция в жизни животного? Какова адаптивная функция поведения (потребности, поведенческий акт, стресс, социальные коммуникации)? Как связаны когнитивные процессы с поведением? Что общего и отличного в поведении животных и человека и как это изучать (сравнительная психология)? Как порождается и изменяется поведение в филогенезе (эволюционное развитие)? Как порождается и изменяется поведение в онтогенезе (индивидуальное развитие)?  Салатовая триада Преамбула: «…Эволюционная психология (evolutionary psychology) изучает видоспецифические психологические особенности человека как представителя вида Homo sapiens. Она возникла на стыке эволюционной антропологии, социобиологии, этологии, генетики и психологии. Основной метод эволюционной психологии - сравнительный анализ поведенческих паттернов у разных видов животных и человека …» (David M. Buss, 2005). О чем и зачем: Каковы эволюционные детерминанты возникновения и роль поведения/психики? Что такое сравнительный метод в психологии? Как поведение/психика представлены стадиально на разных этапах эволюции? Как проявляется психика в поведении и в чем ее адаптивная функция? Как интерпретируются стадии эволюции поведения/психики? Когда возникла психика и возможно ли, что допсихического периода в эволюции не было? Что дает эволюционная психология для изучения интеллекта и социального поведения?  Бирюзовая триада Преамбула: «… Поведенческая экология … термин, который используется для обозначения интеграции экологической науки в психологию. Данное направление сосредоточено на изучении взаимодействия (транзакции) между средой и поведением животных организмов в ней. В качестве основной группы методов в поведенческой экологии используется естественные наблюдения за различными формами, и прежде всего, социального поведения животных организмов …» О чем и зачем: Каковые внешние детерминанты поведения («среда = адаптация», поведенческая психология)? Каковы внутренние детерминанты поведения («психика = адаптация», эволюционная психология)? Каковы критерии внешнего проявления внутренних психических механизмов в поведении животных? Почему способность к научению - важный критерий внешнего проявления психики? Возможно ли, и если да, то как научиться поведению? Каковы возможности поведенческой экологии в изучении интеллекта животных? Каковы возможности поведенческой экологии в изучении социального поведения животных?  Желтая триада Преамбула: «… их яростная враждебность направлена только против им подобных; я ни разу не видел, чтобы рыбы разных видов нападали друг на друга, как бы не были обе они агрессивны …» (Лоренц К., 1994). О чем и зачем: «Загадки» социального поведения животных, в т.ч. человека, в чем они? (примеры экспериментальных дискуссий и удач) Каковы истоки (в истории философии и науки) знаний о поведении животных и человека? Какие взгляды (в истории философии и науки) дают начало современным поведенческим теориям? Что стало отправной точной в развитии объективных поведенческих теорий? Бихевиоризм, функционализм, когнитивизм: какова их роль в развитии современных поведенческих теорий? Объективные теории в изучении поведения: какова классика и их современное воплощение? Интеллект животных: что, как и зачем изучается?
Лиловая триада Преамбула: «… когда животные, обитающие на воле, приближаются ко мне издали не потому, что не заметили меня, а, наоборот, именно потому, что увидели и услышали меня, это равносильно возвращению изгнанника в рай …» (Лоренц К., 1984). О чем и зачем: Каково приложение научных знаний о поведении животных в «практике жизни»? Каковы сферы народного хозяйства и государственной службы, где можно применить этологические знания? Каковы классические и современные методы изучения поведения животных? Почему поведение есть источник знаний о психике (каковы дополнительные аргументы)? В чем особенности и преимущества классических объективных научных методов в изучении поведения животных (наблюдение и эксперимент)? В чем сущность и особенности современных методов изучения социального поведения? Каковы современные интерпретации классических опытов по постановке задач перед животными?
Розовая триада Преамбула: «… К той мысли, что ежедневные прогулки могут быть интереснее, меня подвела моя собака … Заведите мохнатую собаку с острым нюхом и широко открытыми глазами, и скоро вы увидите, что часто выходите на прогулку …, а квартал, по которому гуляете Вы, совершенно не похож на квартал, по которому гуляет собака … » (Горовиц А., 2017). О чем и зачем: Почему (зачем) мы наделяем животных (и другие объекты среды) качествами человека? Антропоморфизация, а также ее «крайние» вариации субъектификация и социальный симбиоз: что это за поведение? Каковы социальные эффекты межвидовой коммуникации в группе «человек - животное» (для человека, для животного)? Какие формы социального поведения обеспечиваются или модулируются гуморальными факторами? В чем специфика таких типов социального поведения как иерархия, агрессия, аффилиация, репродуктивное, родительское, самоидентификация, межвидовая коммуникация)? Каковы эволюционная, адаптивная и коммуникативная составляющие данных видов социального поведения? Каковы эффекты межвидовой коммуникации в социальной группе «человек - домашнее животное»?  Оранжевая триада Преамбула: «… К той мысли, что ежедневные прогулки могут быть интереснее, меня подвела моя собака … Она показала, что у моего внимания был вечный спутник: невнимание ко всему остальному …» (Горовиц А., 2017) Тематика учебно-исследовательских проектов по теме: «Социальное поведение животных: эффекты межвидовой коммуникации в группе «человек домашнее животное» «Социально-психологические эффекты межвидового взаимодействия, или «Животное как «Государственный служащий» «Социально-психологические эффекты межвидового взаимодействия, или «Животное как «Военнослужащий» «Социально-психологические эффекты межвидового взаимодействия, или «Животное как «Социальный коммуникатор» «Социально-психологические эффекты межвидового взаимодействия, или «Животное как «Учитель» и «Воспитатель» «Социально-психологические эффекты межвидового взаимодействия, или «Животное как «Стабилизатор» психологического климата в семье «Социально-психологические эффекты межвидового взаимодействия, или «Животное как «Катализатор» комфортных взаимоотношений в семье «Социально-психологические эффекты межвидового взаимодействия, или «Животное как «Анималотерапевт»  Красная триада Итоговые аттестационные мероприятия по курсу.  

3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРМАТ

Зеленая триада А. Вводный интерактив: «Адаптивное, врожденное, приобретенное …, или «Что есть поведение и как его понять?» (анализ контента + техника «Brainstorm», актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»). Б. Теория (актуализация): «Каковы границы поведенческой науки?» (анонс презентации, лекционно-практическая работа). В. Практика (закрепление): «Каковы основные понятия поведенческой науки?» (закрепление информации, лекционно-практическая работа). Г. Онлайн-аналитика: «Что такое поведенческая психология?» (беседа, обсуждение будущих проектных заданий). Д. Экспресс-дискуссия: «Каковы основные понятия поведенческой науки?» («Speech-Discussion», экспресс-обсуждение аналитических комментариев). Е. Тест-самопроверка: «Что такое адаптивное поведение?» (онлайн-тестирование). Ж. Проект (рефлексия): «Что есть социально-психологические эффекты?» (инструктаж, консультация, самостоятельная учебно-исследовательская работа).  Синяя триада А. Вводный интерактив: «От примитивной реакции до рассудочного поведения», или «Каковы актуальные проблемы поведенческих исследований?» (анализ контента + техника «Brainstorm», актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»). Б. Теория (актуализация): «Как регулируется поведение и какова его функция в жизни животного?» (анонс презентации, лекционно-практическая работа). В. Практика (закрепление): «Что есть поведение как адаптивная функция организма?» (закрепление информации, лекционно-практическая работа). Г. Онлайн-аналитика: «Как связаны когнитивные процессы с поведением?» (беседа, обсуждение проектных заданий). Д. Экспресс-дискуссия: «Что общего и отличного в поведении животных и человека и как это изучать (сравнительная психология)?» («SpeechDiscussion», экспресс-обсуждение аналитических комментариев). Е. Тест-самопроверка: «Как порождается и изменяется поведение в филогенезе (эволюционное развитие)?» (онлайн-тестирование). Ж. Проект (рефлексия): «Как порождается и изменяется поведение в онтогенезе (индивидуальное развитие)?» (инструктаж, консультация, самостоятельная учебно-исследовательская работа).  Салатовая триада А. Вводный интерактив: «Каковы эволюционные детерминанты (причины) возникновения и роль поведения/психики?, или «Почему черепашки стремятся к морю?» (анализ контента + техника «Brainstorm», актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»). Б. Теория (актуализация): «Что такое сравнительный метод в психологии?» (анонс презентации, лекционно-практическая работа). В. Практика (закрепление): «Как представлены поведение/психика стадиально на разных этапах эволюции?» (закрепление информации, лекционно-практическая работа). Г. Онлайн-аналитика: «Как проявляется психика в поведении и в чем ее адаптивная функция?» (беседа, обсуждение проектных заданий). Д. Экспресс-дискуссия: «Как интерпретируются стадии эволюции поведения/психики?», или «Эволюция поведения/психики: неоднозначная интерпретация» («Speech-Discussion», экспрессобсуждение аналитических комментариев). Е. Тест-самопроверка: «Когда возникла психика и возможно ли, что допсихического периода в эволюции не было?» (онлайн-тестирование). Ж. Проект (рефлексия): «Что дает эволюционная психология для изучения интеллекта и социального поведения?» (инструктаж, консультация, самостоятельная учебно-исследовательская работа).  Салатовая триада А. Вводный интерактив: «Внешние детерминанты поведения («среда = адаптация») или «Почему мышление есть поведение?» (поведенческая психология)» (анализ контента + техника «Brainstorm», актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»). Б. Теория (актуализация): «Каковы внутренние детерминанты поведения («психика = адаптация», эволюционная психология)» (анонс презентации, лекционно-практическая работа). В. Практика (закрепление): «Что есть поведение как адаптивная функция организма?» (закрепление информации, лекционно-практическая работа). Г. Онлайн-аналитика: «Почему способность к научению - важный критерий внешнего проявления психики?» (беседа, обсуждение проектных заданий). Д. Экспресс-дискуссия: «Возможно ли, и если да, то как «научиться поведению»?» («SpeechDiscussion», экспресс-обсуждение аналитических комментариев). Е. Тест-самопроверка: «Каковы возможности поведенческой экологии в изучении интеллекта животных?» (онлайн-тестирование). Ж. Проект (рефлексия): «Каковы возможности поведенческой экологии в изучении социального поведения животных?» (инструктаж, консультация, самостоятельная учебно-исследовательская работа).  Желтая триада А. Вводный интерактив: «Загадки поведения: как принять правильное решение?», или «Поведенческие эксперименты: дискуссии и удачи» (анализ контента + техника «Brainstorm», актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»). Б. Теория (актуализация): «Каковы истоки (в истории философии и науки) знаний о поведении животных и человека?» (анонс презентации, лекционно-практическая работа). В. Практика (закрепление): «Какие взгляды (в истории философии и науки) дают начало современным поведенческим теориям» (закрепление информации, лекционно-практическая работа). Г. Онлайн-аналитика: «Что стало отправной точной в развитии объективных поведенческих теорий» (беседа, обсуждение проектных заданий). Д. Экспресс-дискуссия: «Бихевиоризм, функционализм, когнитивизм: какова их роль в развитии современных поведенческих теорий» («SpeechDiscussion», экспресс-обсуждение аналитических комментариев). Е. Тест-самопроверка: «Объективные теории в изучении поведения: какова классика и их современное воплощение» (онлайн-тестирование). Ж. Проект (рефлексия): «Интеллект животных: что, как и зачем изучается?» (инструктаж, консультация, самостоятельная учебно-исследовательская работа).  Лиловая триада А. Вводный интерактив: «Каково приложение научных знаний о поведении животных в «практике жизни»? «Ген всевластия», или «Парадокс закономерности» (анализ контента + техника «Brainstorm», актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»). Б. Теория (актуализация): «Каковы сферы народного хозяйства и государственной службы, где можно применить этологические знания?» (анонс презентации, лекционно-практическая работа). В. Практика (закрепление): «Каковы классические и современные методы изучения поведения животных?» (закрепление информации, лекционно-практическая работа). Г. Онлайн-аналитика: «Почему поведение есть источник знаний о психике (каковы дополнительные аргументы)?» (беседа, обсуждение будущих проектных заданий). Д. Экспресс-дискуссия: «В чем особенности и преимущества классических объективных научных методов в изучении поведения животных (наблюдение и эксперимент)?» («Speech-Discussion», экспресс-обсуждение аналитических комментариев). Е. Тест-самопроверка: «В чем сущность и особенности современных методов изучения социального поведения?» (онлайн-тестирование). Ж. Проект (рефлексия): «Каковы современные интерпретации классических опытов по постановке задач перед животными?» (инструктаж, консультация, самостоятельная учебно-исследовательская работа).  Розовая триада А. Вводный интерактив: «Почему (зачем) мы наделяем животных (и другие объекты среды) качествами человека?», или «Про антропоморфизм, субъектификацию и социальный симбиоз» (анализ контента + техника «Brainstorm», актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»). Б. Теория (актуализация): «Антропоморфизация, а также ее «крайние» вариации субъектификация и социальный симбиоз: что это за поведение» (анонс презентации, лекционно-практическая работа). В. Практика (закрепление): «Каковы социальные эффекты межвидовой коммуникации в группе "человек - животное» (для человека, для животного)» (закрепление информации, лекционно-практическая работа). Г. Онлайн-аналитика: «Какие формы социального поведения обеспечиваются или модулируются гуморальными факторами» (беседа, обсуждение проектных заданий). Д. Экспресс-дискуссия: «В чем специфика таких типов социального поведения как иерархия, агрессия, аффилиация, репродуктивное, родительское, самоидентификация, межвидовая коммуникация)» («Speech-Discussion», экспресс-обсуждение аналитических комментариев). Е. Тест-самопроверка: «Каковы эволюционная, адаптивная и коммуникативная составляющие данных видов социального поведения» (онлайнтестирование). Ж. Проект (рефлексия): «Каковы эффекты межвидовой коммуникации в социальной группе «человек - домашнее животное» (инструктаж, консультация, самостоятельная учебно-исследовательская работа).  Оранжевая триада Учебная конференция (с выступлениями по творческим подгруппам с общим обсуждением и итоговой рефлексией). Красная триада Итоговый проверочный онлайн-тест.  

ИТОГОВЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ 

 Разработка и апробация данной и других моделей наших онлайн-курсов (Ecological Development, 2021) представляет собой важную составляющую в процессе цифровизации современного высшего образования, исходящего из приоритетов в социальных процессах личности студента, создания условий для удовлетворения актуальных социальных потребностей современной молодежи в саморазвитии, в самовыражении, в самореализации, в самостоятельном планировании своего настоящего и будущего.
Об авторах:
Гагарин Александр Валерьевич,
доктор педагогических наук, профессор; 
Институт общественных наук; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); проспект Вернадского, 84, корп. 8; Москва, Россия; 
e-mail: alexandevgagarin@gmail.com
Список литературы:
1. Горовиц А. Смотреть и видеть. Путеводитель по искусству восприятия». М.: АСТ, 2017.
2. Лоренц, Кондрад. Агрессия (так называемое «зло»). М., 1994.
3. Лоренц, Конрад. Год серого гуся. М.: Мир, 1984.
4. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. 1-е изд. — 1976 г., 2-е изд. — 1993 г.
5. Ecological Development. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://development-eco.ru/ag/ teacher/behavior/comparative/ (дата обращение 10 июня 2021 г.)
6. David M. Buss. The Handbook of Evolutionary Psychology. Wiley, 2005.