Психология развития

Рубрика: Психология профессионального образования и подготовки человека

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ: ИЛЛЮЗИИ И РЕАЛИИ, ИЛИ 33 ПРАВИЛА УСПЕШНОЙ ЗАЩИТЫ

Авторы: Соловьёва Н.В., Гагарин А.В.

Язык:

Русский

Аннотация:

Данная статья продолжает серию публикаций авторов, связанных с рефлексией опыта работы в аттестационных комиссиях в рамках выпускных испытаний студентов (а также магистрантов и аспирантов). По результатам таких размышлений ранее были обозначены «типичные ошибки выпускников» при подготовке к защите выпускных работ, а также сформулированы 40 соответствующих кратких тезисов-рекомендаций, как такие ошибки предотвратить. В предлагаемой статье авторы приглашают к обсуждению всех причастных к подготовке и оценке магистерских диссертаций: каковы иллюзии и реалии современных магистрантов, а также каковы правила успешной защиты магистерской?

This article continues a series of publications by authors reflecting on work experience in certification commissions. These are final tests of students (as well as undergraduates and graduate students). Earlier, “typical mistakes of graduates” were already formulated (in preparation for the defense of graduation works). 40 short recommendations were made — how to avoid such mistakes. Here, the authors invite to a discussion: What are the illusions and realities of modern undergraduates? What are the rules for a successful master’s defense?

 

Полный текст:
Итак, 33 правила успешной защиты (2020), или Методология и планирование работы — на что обратить внимание? 
1.	Начинать написание собственно текста диссертации следует не за месяц, а за несколько месяцев до защиты (частая фраза магистрантов — «вот если бы был еще один месяц, все бы было лучше»). 
2.	Часто задается вопрос: «Можно ли магистранту воспользоваться услугами профессиональных специалистов в области статистики?» Это возможно. Хотя в идеале — следует самостоятельно владеть необходимыми методами. При этом консультация специалиста никогда не помешает. 
3.	Если Вы получили подобную помощь, то важно и необходимо понимать, как происходил подбор эмпирических методов, каковы промежуточные операции, связанные с обработкой данных, не апеллирую только к конечному результату. Программу исследования составляете Вы и поэтому именно Вы на защите должны детально ориентироваться в материале (как в теоретическом, как в инструментарии, так и эмпирическом) — не Ваш консультант. 
4.	Часто возникают проблемы с «Антиплагиатом» (пользуйтесь только той программой, которая рекомендована Вашим учебным заведением). Ваш научный руководитель также наверняка знает о тонкостях ее использования. Однако вся работа, связанная с редактированием текста, приведением его к формальной оригинальности — это исключительно Ваша задача. «Антиплагиат» — лишь «инструмент», помогающий сделать Ваш текст лучше. 
5.	Насколько необходимы публикации магистранту — Ведь магистерская диссертация предполагает присвоение степени. Данная позиция — рекомендательная. Это один из вариантов апробации результатов Вашего исследования. Если Вы уверены, что некоторые данные Вашей работы могут и должны быть опубликованы — опубликуйте их, например, в сборнике той или иной научной конференции. Если не уверены — этого делать и не нужно. Можно просто участвовать в конференции, не публикуясь. Можно выступить на научном семинаре. И то, и другое, и третье — это и есть апробация Ваших результатов. 
6.	Многие аспиранты и магистранты включаются в «незримые колледжи», выступают на конференциях, сессиях, приобретая научные связи и опыт академического общения. Информация о научных мероприятиях, как правило, рекомендуется той кафедрой, на которой Вы обучаетесь, 
прежде всего Вашим научным руководителем. А также предлагается многими журналами, в том числе зарубежными. Все варианты приемлемы, но перед отправкой материалов на рассмотрение обязательно согласуйте их с Вашим научным руководителем. 
7.	Многие магистранты, не рассчитавшие свои силы и возможности (как психологические, так и физиологические), «истощаются» за последние дни подготовки и приходят к «кульминации» своего обучения не в лучшей форме. Здесь помогут многочисленные рекомендации по самоорганизации своего обучения. 
8.	Выпускников всегда интересует, насколько важна практическая значимость диссертации. Она важна, когда специалист выполняет исследование на базе своего учреждения (организации). Включенное наблюдение полезно организации, реальное приобретение опыта и возрастание профессионального статуса. Исследование, выполняемое по заказу той или иной организации — оно имеет практическую значимость. Однако могут быть и сугубо теоретические, и/или эмпирические исследования, практическая значимость которых может быть не так велика. Не все исследования являются прикладными. Но при этом всегда надо помнить, что результаты каждой диссертации должны быть так или иначе полезны для практики. Об этом следует подумать. 
9.	Экзаменационной комиссии важно понять, насколько Вы готовы к практической деятельности психолога, поэтому при оценке приоритет отдается эмпирике, не не умаляйте значения теоретического исследования, оно позволит создать своего рода «смысловую матрицу». 
10.	Как показывает опыт, слабым звеном является гипотеза, даже скорее ее очевидность. В чем тогда смысл вашего исследования? Об этом следует подумать. 
11.	Часто вопросы комиссии приводят в «ступор» отвечающего. Как выходить из этих состояний? Обратите внимание на учебный курс «Стрессменеджмент», в котором отрабатываются технологии поведения в стрессовых ситуациях в зависимости от характерологических особенностей личности, характеристик самих ситуаций, проводятся тренинги и др. 
12.	В процессе защиты многие испытывают жажду или даже голод. Спрашивают, что лучше пить: сладкое питье или минеральную воду? Рекомендации индивидуальны, но что приносить воду необходимо, не вызывает сомнений. Создавайте своему организму и мозгу комфортную ситуацию функционирования. 
13.	Очень важно взаимодействие с руководителем, но имейте в виду, он не может мгновенно по вашему вызову включиться в работу с Вами, т.к. у него уже спланирована и учебная нагрузка, и личная жизнь. Это для Вас защита диссертации — главное событие в обучении, руководитель же может одновременно заниматься с 4—5 и более студентами, распределяя и свою нагрузку. Соблюдайте элементарную этику — отменяйте поздние звонки, предоставляйте запас времени для осмысления Ваших материалов, не фамильярничайте. 
14.	В разговоре с членами комиссии соблюдайте этикет ситуации, прежде всего не перебивая их, даже если Вы не согласны с некоторыми замечаниями. Говорите четко, громко, с необходимым интервалом. 
15.	Отнеситесь внимательно к научно-исследовательской практике — это не «фильтр» для допуска, который необходимо «проскочить», а важная возможность апробации своей темы, ее внедрения. 
16.	Тщательно продумайте, в чем состоит (может состоять) новизна исследования, причем не по окончании работы, а при постановке проблемы. 
17.	Какую практическую цель Вы для себя ставите написанием диссертации (новое качество, которое мы видим, воплощение всего, что создавалось за 2,5 года). 
18.	Многие группы за время обучения начинают работать как единый живой организм, а это очень важно, в том числе на защите. Не меняйте свою роль на выпускных мероприятиях, она может с первого раза не удасться. 
19.	Специально о балансирующих на грани между двойкой и тройкой, кто они: не готовые морально, трудно «врабатывающиеся» или, наоборот, спешащие с ответом; неорганизованные люди; «пришли экспромтом» …? 
20.	Важна установка на достижение; установка «лишь бы 3» не приводит к цели; иногда эффективные люди посредственно оценивают себя. 
21.	Важная модель поведения на экзамене: лишь бы я защитился, судьба других меня не волнует; как я выглядел перед экзаменаторами (достоинство); не важно «стыдно — не стыдно» (10 минут позора, а дальше — ничего не страшно). 
22.	Выступления часто не подготовлены и не «отрепетированы». Это большой минус для выступающего. Для уверенности проговорите два раза текст доклада вслух до защиты; запишите на диктофон и прослушайте; исправьте ошибки. 
23.	Если не удается рассказать о работе с отрывом от текста, подготовьте должным образом текст. Шрифт вступления — 16, выделение жирным шрифтом основных идей. 
24.	На выступление отводится 7 минут, т. е. подготовленный доклад 14 шрифтом не должен превышать 4 страниц, т.к. страница читается за две минуты. 
25.	Обращайте внимание на возможные вопросы, умение ответить на вопросы свидетельствует о самостоятельности в проведении исследования. Проработайте их заранее. 
26.	Как построить выступление. Соблюдайте логику в написании и изложении результатов исследования: ставьте реальную в достижении цель, декомпонируйте её в задачи, а затем выполнение каждой задачи отражайте в заключении своего выступления. 
27.	В последнюю неделю перед защитой выходите на свой интеллектуальный пик за счет: достаточного сна, правильного питания, необходимого отдыха (не доводите себя до истощения). Реально оценивайте свои способности, возможности и подготовленность (завышенная самооценка, как и заниженная — чреваты «пост диссертационным синдромом») 
28.	Каким должен быть внешний вид защищающихся: в последнее время мы наблюдаем, что он, прежде всего, «праздничный», но у некоторых студентов очевидны следы переутомления и невнимания к себе. 
29.	Вам пригодятся знания о поведении молодых ученых, об этикете научных сред. 
30.	Работа с литературными источниками — особый жанр работы над диссертацией. Без базовой опоры на то, что уже было, и то что уже есть, невозможно создать «свое», то, «что еще будет» … Из формального — обратите особое внимание как на отечественный, так и в целом на мировой опыт исследований по Вашей тематике. Не замыкайтесь только на «близлежащем». К Вашим услугам огромный спектр международных полнотекстовых научных баз. 
31.	Нужно ли присутствовать на защите других магистрантов: да, кому-то это помогает улучшить свой доклад; но — отдельные студенты начинают паниковать, т.е. для них нежелательно присутствие при защите других; а иногда становится плохо отдельным студентам на фоне духоты в помещении. Решение за Вами. 
32.	Подготовьте помещение к защите: проветрите помещение, поставьте на столы стаканчики, воду и др. 
33.	К «группам риска», в большинстве случаев «претендующим» на низкий балл относятся магистранты, поверхностно относящиеся как к написанию диссертации, так и доклада; плохо ориентирующиеся в тексте; тревожные и др. 
Об авторах:
Соловьёва Наталья Викторовна
доктор педагогических наук, профессор 
Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) 
Россия, г.Москва; пр.Вернадского, 84, корп.8
e-mail: solov52@mail.ru 

Гагарин Александр Валерьевич
доктор педагогических наук, профессор
Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Россия, г.Москва; пр.Вернадского, 84, корп.8 
e-mail: alexandevgagarin@gmail.com 

Solovyova Nataliya V. 
ScD (Ed.), professor
Institute of Social Sciences, Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation (RANEPA); 
Prospect Vernadsky, 84, building. 8; Moscow, Russia 

Gagarin Alexander V. 
ScD (Ed.), professor 
Institute of Social Sciences, Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russia Federation (RANEPA)
Список литературы:
-